Образец положительной характеристики на семью
Педагогическая или любая другая характеристика на членов семьи, неважно куда она предоставляется (в органы опеки, для награждения, для суда или на конкурс) – должна характеризовать: положительные и отрицательные стороны взаимоотношений в семье, ее социальный и психологический статус, возможности для развития человека и его самореализации.
Общая социально психологическая характеристика благополучной семьи
Характеристика на семью
Отец – Петр Нестеров (43 года), образование – среднее специальное, работает в строительной компании начальником цеха.
Мать – Мария Нестерова (38 лет), образование – высшее педагогическое, работает в гимназии учителем начальных классов.
Ребенок – Андрей Нестеров (12 лет), обучается в гимназии.
Семья Нестеровых характеризуется как полная с одним ребенком. Обязанности внутри семьи четко распределены в равных долях: отец глава и кормилец семьи, на нем лежат финансовые и воспитательные функции, мать главенствует на бытовом и психологическо-эмоциональном уровне.
У семьи Нестеровых стабильное материальное обеспечение. Родители работают и получают официальную заработную плату, ребенку за хорошую учебу и помощь по дому дают карманные деньги. Андрей обеспечен всеми необходимыми вещами – у него много игрушек, развивающих учебных принадлежностей, разнообразный выбор одежды. У ребенка есть своя комната, в которой он по просьбе родителей может самостоятельно навести порядок.
Воспитание ребенка в семье реализовывается по демократическому типу. Психологический климат стабильный и спокойный. В семье Нестеровых преобладают положительные эмоции во время взаимодействия членов семьи друг с другом. Конфликтные ситуации практически отсутствуют. При возникновении таких, проводятся семейные советы, где решаются все недопонимания и острые вопросы.
Можно сделать вывод, что семья Нестеровых относится к числу благополучных семей. Отклонения не найдены.
Готовая характеристика семьи ученика от классного руководителя
на семью учащегося Средней общеобразовательной школы № 471 г. Санкт-Петербург, Преображенского Василия Михайловича, 15.07.2012 года рождения.
Состав: полная семья.
Отец – Преображенский Алексей Юрьевич, 1977 года рождения, высшее образование, место работы – ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Мать – Преображенская Людмила Сергеевна, 1979 года рождения, среднее специальное образование, место работы – ресторан «Балкан».
Адрес проживания – Санкт-Петербург, улица Жуковского, 29.
Семья живет в трехкомнатной квартире, у родителей и Василия собственные комнаты. Организовано рабочее пространство, квартира обустроена новейшими бытовыми приборами и всеми удобствами.
Ребенок воспитывается в доверительных и заботливых отношениях. Родители следят за поведением и успеваемостью Василия, контролируют выполнение домашних заданий. Также, Василий посещает секцию по теннису и ходит на дополнительные занятия по французскому языку.
В школе Василий общается со всеми одноклассниками, в некоторых ситуациях проявляет лидерские качества. В конфликтах с другими детьми замечен не был.
Алексей Юрьевич и Людмила Сергеевна участвуют в жизни класса и школы. Регулярно посещают родительские собрания и школьные мероприятия. Своевременно дают обратную связь педагогам на замечания и просьбы.
Семья Преображенских заявляет о себе только с хорошей стороны, замечаний и пожеланий не имеется.
Характеристика на семью воспитанника детского сада от воспитателя
Характеристика на семью Петровых г. Нижний Новгород
Состав семьи: полный.
Отец – Сергей Валентинович Петров, место работы – Управление ФСБ РФ по Нижегородской области.
Мать – Раиса Федоровна Петрова, место работы – Городская клиническая больница № 5.
Ребенок – Алиса Сергеевна Петрова, 2016 года рождения, обучается в МАДОУ «Радуга».
Алиса способный ребенок: умеет читать, писать и считать, занимается танцами. Во время занятий проявляет усидчивость и внимательность, редко отвлекается. Выстраивает дружелюбные отношения со сверстниками, имеет зачатки лидерских навыков. Хорошо развита память и эрудированность. Алиса с удовольствием играет в игры и выполняет поставленные задачи.
Девочка всегда приходит опрятной и аккуратно одетой, с красивой прической. Полностью себя обслуживает, самостоятельна, правильно пользуется кухонными принадлежностями. Родители вовремя привозят и забирают ребенка. Без уважительной причины не пропускают посещения МАДОУ.
Взаимоотношения между родителями и дочерью абсолютно положительные, видна любовь и забота. Ребенку уделяется достаточно внимания.
Родители участвуют в жизни дочери и интересуются ее достижениями, посещают дошкольные мероприятия, всегда находятся на связи.
Пример характеристики взаимоотношений членов патриархальной семьи
Состав семьи: полный с выраженным патриархальным направлением.
Отец – Кузнецов Александр Михайлович, 1976 года рождения, имеет высшее юридическое образование, место работы – юридическая организация ООО «Закон и право».
Мать – Кузнецова Елена Павловна, 1981 года рождения, имеет среднее специальное образование, домохозяйка.
Дети – Марина и Дмитрий Кузнецовы, 2003 и 2005 года рождения. Марина учится на 1 курсе в университете, Дмитрий – в школе.
Семья Кузнецовых живет в частном доме, в котором есть все необходимые условия для комфортной и удобной жизни. У каждого члена семьи своя комната.
Александр Михайлович является главой семьи и авторитетом, он полностью несет ответственность за жену и детей. Александр руководит финансами и хозяйством, занимает высокую позицию в социуме.
Елена Павловна ведет быт и занимается воспитанием детей. С супругом имеет теплые и доверительные отношения, они всегда проводят время вместе и не ссорятся. В браке царит взаимное уважение и гармония.
Для детей модель поведения родителей является примером. У Марины и Дмитрия хорошие взаимоотношения друг с другом, они практически никогда не конфликтуют.
Семья Кузнецовых не заявила о себе в плохом ключе. Отклонений от нормы нет.
Образец характеристики на неблагополучную семью несовершеннолетнего ребенка
на семью учащегося 5 класса МОУ СОШ №3 г. Москва, Иванова Никиты Артемовича, 2009 года рождения
Никита воспитывается в неполной семье с мамой и бабушкой. Мать – Иванова Анна Николаевна – в данный момент не трудоустроена из-за отсутствия профильного образования (в наличии общее образование 9 классов). Основной доход семьи идет за счет пенсии бабушки – Яковлевой Антонины Семеновны.
Отец Никиты в 2011 году подал на развод, алименты не платит. Анна Николаевна, в свою очередь, в суд не обращалась.
Квартира, в которой проживает ребенок, имеет скромный вид. Нет ремонта и современной бытовой техники, мебель старая. У мальчика нет собственной комнаты, он спит вместе с мамой. Однако, место для выполнения домашних заданий в квартире имеется.
Одежда и обувь у Никиты не новые, также у него нет телефона для связи с родителями.
Анна Николаевна занимается воспитанием ребенка поверхностно. В основном, эту роль выполняет бабушка. Она ходит на родительские собрания и делает с Никитой уроки.
Никита замкнут в себе, у него есть пару друзей. На контакт идет тяжело, успеваемость удовлетворительная, может отказать учителю в выполнении просьбы или задания.
Краткий вывод
Обстановка в семье Ивановых неблагоприятная. Проживание в вышеописанных условиях может усугубить психологическое состояние Никиты Иванова.
Типы детско-родительских отношений
Отношения, которые мы устанавливаем с людьми, в определенной степени определяют наше существование в мире. Поэтому очень важно сделать акцент на одном из отношений, которые оказывают большое влияние на нашу жизнь: родителей и детей. В последние годы стали говорить о различных методах, которые важно применять в методах дисциплины и воспитания несовершеннолетних. Некоторые родители чувствуют растерянность и растерянность, они не могут понять, как сохранить твердую позицию в процессе воспитания своих детей. Некоторые изучающие человеческое поведение говорят о важности ответственности, другие — о воспитании детей, третьи — о методах и способах общения с детьми. В материалах этой статьи мы рассмотрим основные типы детско-родительских отношений, их преимущества и недостатки. Какой из предложенных типов выбрать, семья решает самостоятельно, исходя из своих предпочтений и осознания, что для нее ближе.
§ Влияние семьи на развитие ребенка
Семья играет основную роль в воспитании личности ребенка. Конечно, помимо родителей в детском развитии участвует общество в целом. Однако, вряд ли социум может полностью заменить внутреннюю семейную систему. Ведь поддержка со стороны чужих людей несравнима с родительской любовью. Поэтому то, каким вырастет ребенок, зависит, в первую очередь, от устройства конкретной ячейки общества.
Итак, семья выполняет 8 задач, которые помогают в становлении и развитии личности ребенка:
- Формирует чувство безопасности.
Здоровая привязанность между детьми и родителями влияет на снижение чувства тревоги и преодоление стрессовых ситуаций. Ведь доверительные взаимоотношения, эмоциональная близость, объятия, слова любви успокаивают и поддерживают малыша. Таким образом, именно в семье формируется базовое чувство безопасности. - Показывает фундаментальную модель поведения.
Дети повторяют за значимыми людьми. Происходит это следующим образом: взрослые люди диктуют правила поведения, а также демонстрируют собственное. Если передаваемые устно нормы совпадают с реальными поступками, усваивается родительская поведенческая модель. В противном случае целостной картины не будет. Тогда возможны разные вариации формирования поведения.
Пример: родители страдают от никотиновой зависимости, но ребенку внушают, что курить нельзя. Противоречивые послания могут привести к нескольким вариантам:
- попытки попробовать табак, которые не сформируют вредную привычку;
- попытки курения приведут к формированию зависимости;
- полный отказ от пробы сигарет.
Таким образом, для формирования необходимой модели поведения очень важно, чтобы слова родителей совпадали с поступками.
Таким образом, семья выполняет основные функции:
- первостепенно влияет на развитие ребенка;
- формирует характер, поведение, установки, ценности;
- передает жизненно-важный опыт;
- является первым источником социализации.
Развитие ребенка также зависит от стиля воспитания. Итак, каковы основные типы детско-родительских взаимоотношений?
§ Характеристика типов детско-родительских отношений
В одной из популярных классификаций детско-родительских отношений выделяется 4 типа. Рассмотрим их подробнее.
✍ Авторитетный
Авторитетный или демократический стиль воспитания предполагает наличие доверительного диалога. Ограничения существуют, но их значимость подробно объясняется. Родители – авторитеты, а контроль над ребенком осуществляется в разумных пределах. Детские психологические проблемы выносятся на обсуждение. Эмоциональная поддержка в такой семье – абсолютная норма. Естественно, отсутствует насилие любого рода: наказания за проступки гуманные и последовательные. Особенность авторитетного стиля воспитания – «семейная демократия», где учитывается мнение всех.
Плюсы: зрелость, осознанность и доброжелательность родителей, конструктивная критика. У ребенка развивается адекватная самооценка, собственное мнение, самоконтроль, ответственность, активность и инициативность. Он легко адаптируется к новым условиям, а также редко испытывает сложности во взаимодействии с окружающими. Также дети из таких семей с раннего детства учатся уважать других.
Минусы: их нет, так как это самый идеальный тип детско-родительских отношений.
✍ Авторитарный
Характеризуется строгими правилами, которые никак не комментируются, и наказаниями за любое отступление от них. Нередко применяются различные виды насилия. Взрослые всегда правы, а дети бесправны. В такой обстановке, конечно, нет здорового разговора между домочадцами. Также присутствует тотальный контроль, при котором у ребенка нет личного пространства. Инициатива и активность младших членов семьи подавляется. При этом конфликты проходят болезненно, о компромиссе речь никогда не идет.
Плюсы: благодаря жесткому контролю, ребенок может вырасти очень послушным и исполнительным. Хотя велика вероятность обратного эффекта.
Минусы: жестокость или жесткость часто влияют на формирование неуверенности в себе. А это, в свою очередь, затрудняет развитие навыка общения. Примером могут послужить некоторые семьи военнослужащих. Как ни странно, чаще всего дети авторитарных родителей вырастают асоциальными. Выбирая подобный жизненный путь, они неосознанно выражают протест против родительского авторитаризма.
✍ Либеральный
Еще одна крайность – предоставить полную свободу ребенку. Да, каких-либо ограничений и правил нет, как и жестокости или насилия. Но как маленький человек может научиться понимать границы дозволенного? Родительская любовь и обожание не способны развить необходимые личностные качества. Отсутствие рамок и вседозволенность также приводят к плачевным последствиям. В такой семейной системе родители не являются авторитетом для ребенка. Они сами позиционируют себя скорее, как друзей нежели ответственных и направляющих взрослых.
Плюсы: отсутствуют. Хотя бывает, что ребенок находит более авторитетного взрослого, который направляет его вместо родителей.
Минусы: очень часто дети плохо учатся в школе, имеют многочисленные проблемы в общении с ровесниками и взрослыми, развивается патологический эгоцентризм, агрессивность и безответственность. В дальнейшем молодым людям, воспитанным в либеральных условиях, тяжело адаптироваться к социуму, находить партнеров, а тем более воспитывать собственных детей. Ложь и распущенность нередко сопровождают таких людей в течение всей жизни.
✍ Индифферентный
Выражается в равнодушии отцов и матерей. Они, как правило, холодные и незаботливые. Невнимание также сильно деформирует детскую психику, как и тотальный гиперконтроль. Каких-то определенных правил нет, как нет и любви. В этом значимое отличие от либерального типа. Примером служат алкоголики, чьи дети растут «волчками», то есть замкнутыми и недоверчивыми. Конечно, такие дети тоже склонны к асоциальному образу жизни.
Плюсы: их нет. Конечно, при попадании в благополучную среду возможно нормальное развитие. Но конкретно при этом типе воспитания малыш обречен на страдания.
Минусы: у ребенка формируется крайне низкая самооценка, враждебность и недоверие к миру, отсутствует самодисциплина, плохая успеваемость в учебе, постоянно подавленное настроение. Взаимоотношения со сверстниками без посторонней помощи не наладятся. Такие детки часто становятся объектами травли. Нередко у них со школьного возраста развиваются зависимости.
В «чистом виде» эти 4 типа детско-родительских отношений встречаются очень редко. Все-таки преобладают семьи со смешанным стилем воспитания. Можно сделать однозначный вывод, что самый здоровый – авторитетный. Семьи, склоняющиеся к демократическому стилю — самые счастливые. Конечно, нет идеальных людей, потому и совершенных семей также не существует. Все допускают ошибки – это нормально. Главное – вовремя их увидеть и постараться исправить, а также не допускать вновь. Хорошим выходом из непростых ситуаций может стать посещение семейного или детского психолога.
§ Вместо заключения
Итак, семья – это сплоченная команда, объединенная не только родственной связью, но и духовной. Воспитание детей всегда начинается с понимания взрослыми собственной индивидуальности. У всех есть недостатки и слабые стороны. Важно их осознать и принять, а развивать достоинства. Ведь ребенок хоть и не вырастет точной копией, но все-таки почерпнет все самое важное у мамы и папы. Также не стоит забывать о здоровой любви и чутком внимательном отношении к малышу. А ежедневные доверительные разговоры, полноценный эмоциональный контакт позволят стать для ребенка авторитетом и отличным примером для подражания.
Пример психологической экспертизы №2 (детско-родительские отношения)
На осно_________и письменного заявления _________от 04 мая 2010 г., специалистом-психологом АНО «ЦМКИ» Л. А. Бегуновой., имеющей высшее психологическое образование, стаж работы по специальности – 20 лет, кандидата юридических наук, проведено комплексное психологическое обследование _________четырех лет и четырех месяцев (07.12.2006 года рождения).
Обследование _________было проведено 4 мая 2010 года в присутствии няни _________ в помещении Центра медико-криминалистических исследований с 17 до 19 часов.
На разрешение специалиста поставлены следующие вопросы:
- Выявление психологических привязанностей ребенка к окружающим его взрослым.
- Установить имеет ли место психологическая привязанность между _________ и его сестрой_________, 23.04.2004 года рождения.
- Учитывая психологические привязанности, с кем из родителей целесообразно, наиболее благоприятно постоянное проживание_________
- Благоприятно ли будет совместное проживание _________с сестрой_________.
Пред обследованием _________специалисту от няни мальчика _________поступила следующая информация.
_________, 10.12.1969 года рождения, более пяти лет работает няней в данной семье. В обязанности в основном входит обучение детей, посещение с ними занятий в кружках, музыкальной школе. Ранее работала в детском саду, в школе. О вакансии в семье узнала через кадровое агентство, до этого в семьях не работала.
По факту конфликтной ситуации в семье уточнила, что примерно два года назад мать детей ушла от мужа. Никаких претензий по поводу с кем будут проживать дети, не предъявляла. Со стороны отца детей _________препятствий встречаться матери с детьми не было. Мама детей, брала их иногда на выходные.
Чем конкретно занимается мама детей, не знает, уточнила только, что чем-то связанным с дизайном. Родом мать детей из Челябинска, в Москве, уйдя от мужа, снимает квартиру. _________сообщила, что точно не знает, был ли официально зарегистрирован брак между родителями детей.
Со слов няни, до января 2010 года никаких конфликтных ситуаций о том с кем из родителей должны проживать дети, не было. На зимние каникулы мама отвезла детей к бабушке в Челябинск, откуда сообщила, что не намерена, возвращать детей. С марта в Москве мальчик_________, стал проживать постоянно с отцом, а девочка_________осталась проживать с матерью.
В доме, кроме няни_________, работает с _________й «ночная» няня, две домработницы. Также ребенка консультирует постоянный врач, работает медсестра-массажист.
На протяжении всего обследования_________, неоднократно подчеркивала, что дети привязаны к отцу _________«страдает» от разлуки с сестрой. О каких-либо переговорах между родителями она не знает, знает только, что отец детей подал иск в суд на то, что оба ребенка постоянно проживали с ним. Внешне корректные высказывания в адрес мамы детей требовали от нее усилий, откровенного негативного отношения к ней старалась не показывать.
Материалы исследования
Для диагностики эмоционального состояния_________, его эмоционального отношения к членам семьи были использованы следующие методики.
- Тест цветовых отношений на основе теста Люшера (ЦТО) в модификации Л. Н. Собчик.
- Комплекс психодиагностических методик, устанавливающих уровень развития познавательных процессов (интеллекта).
- Детский тест тревожности «Выбери нужное лицо», разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
- Методика «КОНТУРНЫЙ С. А. Т. — Н», автор Э. Крис, авторская модификация Н. Я. Семаго.
- Методика для исследования межличностных отношений ребенка Рене Жиля.
В целях установления психологического климата в доме, где проживает на данный момент _________(у отца_________), специалист посчитал целесообразным провести краткое психологическое тестирование няни ребенка.
В ходе комплексного психологического обследования _________было предъявлено:
- Методика PARI (методика изучения родительских установок).
- Тест родительских отношений.
- Коммуникативно-личностный опросник для воспитателя.
- Тест цветовых отношений на основе теста Люшера (ЦТО) в модификации Л. Н. Собчик.
На протяжении всего обследования использовался метод наблюдения и специального интервью.
Учитывая, что возраст _________а, четыре года, соответствует младшему дошкольному возрасту, ряд методик были предъявлены в сокращенном варианте. Инструкция к тестам предъявлялась в виде игры.
Результаты тестирования
К процедуре обследования_________отнесся настороженно. Стеснялся, держался сначала очень замкнуто, на контакт со специалистом шел неохотно. Но в процессе работы над тестами, заданиями увлекся, поведение стало более непосредственным.
Сталкиваясь с трудностями, с заданиями с которыми не мог справиться, эмоциональное напряжение резко возрастало. В ситуациях «неуспеха» тест либо отказывался выполнять, либо пытался выполнить «по-своему», предлагал специалисту свой вариант выполнения теста. Так, например, на просьбу нарисовать «свою семью», не раздумывая ответил, что не умеет рисовать людей, лучше нарисует море. Следует отметить, что при выполнении любого из заданий, где в сюжете присутствовали бы взаимоотношения между родителями, между мамой и ребенком, эмоциональное напряжение резко усиливалось, пытался «уйти» от выполнения данных заданий.
Подсказки, помощь со стороны няни принимал не очень охотно, предпочитал сам решать, что ему делать и что отвечать. При этом активно вмешивался в тестирование няни, готов был выполнить за нее задания, ей помочь.
Обработка и оценка результатов тестирования в рамках поставленных задач носила преимущественно качественный анализ, предъявляемые методики интерпретировались главным образом как проективные тесты.
1. Тест цветовых отношений
Методика теста цветовых отношений (ЦТО) была проведена с помощью стандартного восьми цветового теста Люшера._________было предложено сделать три выбора цветных карточек от самого приятного для него до самого неприятного («плохого») в начале обследования, середине и в конце. Целью данной методики, с одной стороны, было установление контакта с ребенком, снять напряжение, а с другой стороны, соотнести по предпочитаемым и отвергаемым _________цветам, отношение к окружающим его значимым лицам: мать, отец, сестра_________, няня_________, няня_________, бабушка и дедушка со стороны мамы, бабушка и дедушка со стороны отца[1].
С заданием справился легко, пояснял, почему ему нравится тот или иной цвет. В результате трех выборов были установлены предпочитаемые и отвергаемые_________й цвета (результаты теста в Приложении 1). Интерпретация проводилась по 3-ему раскладу карточек, где, как наиболее «устойчивые выборы» к предпочитаемым цветам отнесены: 6 и 0 (коричневый, серый), нейтральные – 3, 4, 2 и 5 (красный, желтый, зеленый и фиолетовый), отвергаемые – 1, 7 (синий и черный).
Наиболее эмоционально значимыми, эмоционально близкими, «приятными» для него являются папа и «ночная» няня_________. Уточнил, что спать его укладывает обычно папа или_________, обнимают и целуют перед сном.
Сестра_________, «мамин» дедушка, няня _________также для него близкие, положительно эмоционально окрашенные люди.
Себя _________ассоциирует с тем же цветом, что и сестру, относится к ней как к равноправному члену семьи.
К дедушке со стороны папы и бабушки со стороны мамы относится нейтрально, без выраженных негативных или положительных эмоций, эмоционально их не отвергает.
Ассоциации мамы и бабушки со стороны отца максимально приближены к эмоционально отвергаемым цветам.
Учитывая, что выбор фиолетового цвета по всем трем предъявлениям ни разу не был приближен к эмоционально приятным для_________цветам, а наоборот смещался в резко отвергаемые цвета, мама ассоциируется у него со страхами, неприятностями. Эмоционально негативно относится к ней.
2. Психодиагностика познавательных процессов
Тесты данного блока были предъявлены для установления общего уровня развития _________а, установить насколько он способен воспринимать конфликтную ситуацию родителей, понимать вопросы и задания специалиста. А также с целью снять напряжение («разбавить») вопросы и методики связанные непосредственно с взаимоотношениями внутри семьи, отношением к матери и отцу, к сестре.
В данном блоке _________были предъявлены следующие методики:
- диагностики восприятия «Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это», «Чем залатать коврик?»;
- диагностики воображения: «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь»;
- диагностики мышления: для оценки образно-логического мышления — «Нелепицы», «Что здесь лишнее?», «Кому чего недостает?»;
- для оценки наглядно-действенного мышления: «Воспроизведи рисунки»;
- диагностики речи: «Расскажи по картинке».
В результате тестирования _________выявлено, что у ребенка хорошие интеллектуальные способности. _________обладает очень высоким уровнем обобщения, развито образно-логическое мышление. Особенности зрительного восприятия соответствуют средней статистической норме для детей от 4-х до 5 лет. Задания выполнял охотно, моментально понимал инструкцию, укладывался в минимальное время, отведенное для выполнения тестов. Объяснял, почему он пришел к определенному выбору.
Стимульный материал из блока «воображения» и диагностики речи был подобран и предъявлен _________специально как проективный метод, включающих сферу взаимоотношения в семье (рисунки 1 и 2).
По предъявляемым картинкам рассказы составить не смог. На рисунке 1 не воспринял, что взаимоотношения происходят между членами семьи, матерью и сыном. Рассказал только отдельными сюжетами по каждой картинке, не связывая их между собой.
Сюжет рисунка два перевел на сказочные персонажи. Ребенка «превратил в медведя, уточнив, что мальчик не может быть таким толстым. Никакого эмоционального отношения (грустного или веселого) к истории не проявил. Сказал только, что все правильно, так и должно быть. Отказался придумать какой-либо развернутый рассказ о том, что происходит между женщиной и ребенком.
Учитывая, что каких-либо нарушений восприятия у Ивана не выявлено, все другие тесты, с которыми он отлично справился, были предъявлены такого же качества как и рисунки 1 и 2. По рисункам 3 и 4 он давал развернутые ответы, без каких-либо нарушений речи, логики, полностью соответствуя и даже превышая возрастные границы, охотно пояснял, почему и что не так изображено на картинке. Можно с высокой долей вероятности сделать вывод, что сюжеты рисунков 1 и 2 задели эмоциональную, болезненную сферу ребенка, связанную с отсутствием близкого эмоционального контакта с женщиной. Наличие определенной эмоциональной деривации, проявление защитного личностного механизма по принципу вытеснения из сознания, травмирующей его информации. В конкретном случае близкие, непосредственные отношения с матерью, а также осознание, что уход за ним выполняют посторонние женщины.
3. Детский тест тревожности
Детский тест тревожности «Выбери нужное лицо», разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, позволяет оценивать внутреннее отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, получить информацию о характере взаимоотношений, сложившиеся у ребенка с окружающими людьми. Протокол результатов теста представлен в приложении 2.
Количественный анализ результаты определил, индекс тревожности (ИТ) у _________равен 79%, что относит его к группе детей с очень высоким уровнем тревожности. Из 14 стимулов, только три были отмечены с позитивной окраской.
Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности _________к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Наличие у _________серьезного отрицательного эмоционального опыта, приобретенного в течение четырехлетней жизни.
Функция тревожности состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне, но вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно развитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. У _________это достаточно четко проявляется, когда он отказывается выполнять задания, предполагая, что у него не получится («Я не умею рисовать людей, нарисую море»).
Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Так следует отметить, что взаимоотношения со сверстниками, с младшими по возрасту детьми (карточки 1 и 10) не вызывают у него чувство тревоги, печали. Взаимоотношения со старшими детьми вызвало у _________четкое чувство тревоги, печали. Это может быть напрямую связано с ограничениями в общении с сестрой. Неуверенностью в своих позициях, страхами потерять привычный круг общения, страхами одиночества.
Все стимулы, на которых присутствует женщина (мама) окрашены отрицательными эмоциями. Отмечается хорошая идентификация _________с отцом: самостоятельно, без помощи специалиста, отметил, что, находясь рядом с мамой «у папы тоже грустное лицо». При этом в сюжетах, когда присутствуют три персонажа (мужчина, женщина и ребенок), женщина эмоционально отличается (отдалена) от мальчика с мужчиной (у нее веселое лицо). Таким образом, _________бессознательно, отвергает любой эмоциональный контакт между ним и матерью, проявляя союз с отцом, отделяет (вычеркивает ее из семьи).
4. «КОНТУРНЫЙ С. А. Т. — Н»
Методика «КОНТУРНЫЙ С. А. Т. — Н», автор Э. Крис, авторская модификация Н. Я. Семаго, была предъявлена Ивану для диагностики существующих отношений между ребенком и окружающими в наиболее важных и/или травмирующих ситуациях.
Выполняя данные задания, когда люди были представлены схематично, закрытости, тревоги, как при предъявлении рисунков изображающих женщину (мать) не было.
При предъявлении первого рисунка сразу сказал, что здесь он, папа и Настя. Они вместе идут в магазин за покупками, купят конфет, для всех кто захочет.
При предъявлении второго рисунка – рассказал, что это папа, идет на работу, поэтому один, без детей.
При предъявлении третьего рисунка – слева рассказал, что стоят: он, Настя, папа и Наташа. Человек, стоящий отдельно от их группы, это лишний, ошибка в картинке, пытался закрыть его руками, не видеть.
При предъявлении четвертого рисунка – рассказал сказочный сюжет: богатырь сражается с драконом. Победа осталась за драконом, человек не может победить дракона.
При предъявлении пятого рисунка, объяснил, что стоят — он и папа. Человек лежащий – «ошибка». У него болит голова, упал на него камень, повреждена голова. Ни он, ни папа никакой заботы об этом человеке не предпринимают.
При предъявлении шестого рисунка: просто человек, посторонний, «лезет на небо по палке, просто так».
При предъявлении седьмого рисунка: «оба человека играют в футбол нечестно, оба нарушили правила, все обманывают».
При предъявлении восьмого рисунка – два посторонних, не знает кто, затем сидящий человек превратился в вешалку, затем в якорь. Стоящий человек ломает якорь палкой. Зачем он это делает, не знает.
Основной темой, наиболее полной и эмоционально окрашенным был сюжет, связанный с совместным время провождением с сестрой и папой. Основным героем в рассказах предстает «папа».
По характеру сюжетов, по персонажам, которым _________дал имена, персонифицировал их, наиболее значимое, важное для него окружение это папа и сестра Настя. При расширении круга «близких», включил няню _________у. При этом активно было продемонстрировано нежелание видеть кого-либо еще в кругу своих близких.
Также отчетливо отмечает тревога по ситуации обмана, потребность сохранить близкие отношения с отцом. Не хочет вместе с ним разделять заботу о ком-либо еще.
За исключением первого и третьего сюжетов, окончание истории не получили, общая окраска рассказов достаточно пессимистичная. Сюжеты грустные: не победил дракона, все обманывают. Очень выражена тревога за свое будущее.
8. Результаты методики Рене Жиля
Результаты теста по методике Р. Жиля в рамках поставленных перед специалистом задач были проинтерпретированы по пяти шкалам: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям как супружеской чете, отношение к бабушкам и дедушкам, отношение к сестре.
Учитывая возраст ребенка, домашнее содержание (не посещает детского сада), а также с целью сохранения внимания Ивана, мотивации на выполнение заданий тест был предъявлен в сокращенном варианте – из 42 стимулов было предъявлено 25. В основном были исключены стимулы, связанные со школьной тематикой.
Испытуемому _________у было предъявлено 18 стимулов из 20 в виде графических рисунков и высказываний.
Ни на одном из графических стимулов не отметил, «не поставил» Иван себя рядом с мамой. Ни упомянул маму в высказываниях. На рисунках, где было уже изображение мамы (на первом стимуле) – закрыл рукой картинку. Сказал специалисту, что мама ушла, он ее больше не любит. Решился «посадить себя за стол», за которым находились в противоположных сторонах папа и мама только при предъявлении третьего стимула. При этом усадил себя в равной удаленности, как от отца, так и от матери.
На одном из последних в предъявлении стимулов, где в зрительном зале мама и папа сидят рядом – закрыл рукой, сказал: «Это чужие». Рассадил по места своих персонажей (папу, нянь, домработниц, сестру, друзей, медсестру, друга папы).
Испытуемому_________ было предъявлено 18 стимулов из 20 в виде графических рисунков и высказываний. Отец из 18 стимулов упоминается _________й 9 раз. Подчеркнул, что если ему потребуется куда уехать, предпочел бы это сделать только с папой.
В помещениях, где могут присутствовать чужие люди, уверенней себя чувствует между папой и «Наташей» (няня). В домашней же обстановке «держит дистанцию», ближе к папе за столом, на прогулке размещает сестру.
- Отношение к матери и отцу как родительской чете.
Не воспринимает родителей как супружескую пару. Боится ситуаций, когда родители вместе.
- Отношение к бабушке и дедушке.
Бабушки и дедушки как со стороны мамы, так и со стороны отца, не являются для _________значимыми фигурами. Самостоятельно ни в одном из заданий, никого из бабушек и дедушек не упомянул ни в положительном, ни в отрицательном аспекте.
Сестра Настя, как и папа, присутствует среди значимого окружения в сознании_________. Из предъявленных 13 стимулов на выявление отношения к сестре,_________была упомянута 6 раз, т. е. в процентном соотношении примерно также как и папа.
В отсутствии родителей, других опекающих рядом взрослых (например, на игровых площадках), предпочитает находиться рядом с_________.
По результатам методики, обращают внимание большое количество амбивалентных ответов на вопросы касающихся потребности в поддержке со стороны близких (например, с кем охотнее можно поделиться о неудаче, потере, с кем предпочел бы перенести боль), а также желание самому оказать поддержку, поощрение, помощь кому-либо из близких. Ответы были «все равно», «без разницы». В данном случае неудовлетворенна у ребенка потребность в защите, очень боится перемен, возможности переездов куда-либо. С одной стороны выражена тенденция к уединению, с другой стороны очень боится одиночества. И в то же время привык к достаточно безличным, эмоционально равнодушным контактам с окружающими. С рождения опыт общения с наемным персоналом больше, чем с родными, исключение составляет только сестра Настя, с которой из-за конфликта родителей также оказался разлучен. В сознании _________ присутствуют элементы страхов «потери корней», предательства со стороны близких. Боится, что Настя, как и мама уйдет и разлюбит его. Защиту ищет в установлении наиболее близких, симбиотических взаимоотношений с отцом, но в тоже время переживает также возможное «предательство» и со стороны отца.
Результаты тестирования Н_________
_________, 40 лет, не замужем, личных детей нет. При ответах на вопросы тестов, получила инструкцию отвечать именно относительно _________, что она чувствует к данному ребенку, какого стиля поведения придерживается с ним.
1. Методика PARI (методика изучения родительских установок)[2].
Параллельно с обследованием _________а, его няни _________было предложено ответить на 115 суждений, которые анализировались по 23-м аспектам-признакам, касающихся разных сторон отношений ее как воспитателя к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются в данном случае отношений – воспитатель — ребенок. В свою очередь эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы, по которым в рамках задачи обследования и проводился анализ результатов теста:
- – оптимальный эмоциональный контакт с ребенком,
- – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (депривация),
- – излишняя концентрация на ребенке.
Следует отметить, что все из оцениваемых аспектов родительских (воспитателя) и супружеских отношений находятся в пределах среднестатистической нормы. При этом считает, что наибольшие отрицательное влияние на воспитание ребенка оказывают семейные конфликты. Считает, что для успешного воспитания ребенка, необходимо ограничивать женщин рамками семьи. Придает большое значение своему авторитету в глазах ребенка.
Эмоциональный контакт с _________й находится в пределах нормы. Выражена потребность в вербализации, словесном контакте с ребенком, т. е. побуждение к действию при помощи слова. По результатам теста _________успешно сохраняет баланс в партнерских отношениях с ребенком без ущерба своему авторитету. Немного снижена потребность в развитии активности ребенка, но не относится к _________как к пассивному ребенку.
Эмоциональная дистанция с мальчиком в пределах нормы. На момент тестирования поддерживает тесный эмоциональный контакт с ним. Не уклоняется от любых контактов с ребенком, в случае необходимости не опасается проявить строгость.
Не стремиться устанавливать строгие зависимые отношения между собой и воспитанником. Основная активность направлена на обеспечение безопасности ребенка. В тоже время старается управлять ребенком, преодолевать его сопротивление. Старается ускорить развитие ребенка.
2. Тест родительских отношений[3].
Тест родительский отношений позволяет выявить эмоциональное отношение к ребенку, заинтересованность в его делах и планах, межличностную дистанцию в отношениях с ребенком, форму контроля за поведением ребенка, особенности восприятия и понимания ребенка воспитателем.
- Принятие – отвержение. Принятие воспитанника у _________находится в пределах средней нормы. Принимает Ваню таким, какой он есть, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы.
- Кооперация. Результат находится выше номы, проявляет искренний интерес к тому, что волнует мальчика. Высоко оценивает его способности, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка. Старается быть с ним на равных.
- Симбиоз. Показатели по этой школе находятся в пределах нормы, что свидетельствует о стремлении сохранить между собой и ребенком психологическую дистанцию, уйти от излишней, неуместной на ее взгляд привязанности между воспитателем и ребенком. Не стремится заполнить эмоциональный вакуум со стороны родителей ребенка, заменить мать.
- Контроль или авторитарная гиперсоциализация. Отмечается адекватное отношение по вопросам послушания и дисциплины: с одной стороны, не требуется безоговорочного послушания, не навязываются строгие дисциплинарные рамки, с другой стороны Ваня не живет в ситуации все дозволенности, осуществляется достаточный контроль над его действиями.
- Отношение к неудачам ребенка. На момент тестирования не считает, что у _________были какие-либо серьезные неудачи. А если и были, то относится к ним как к случайным. В тоже время не стремится искусственно оградить мальчика от каких-либо трудностей, подавляя развитие его волевых качеств в преодоление неприятных ситуаций.
- Оценивая коммуникативно-личностные особенности поведения[4]_________из 10 качеств дала 6 положительных оценок. Категоричных ответов «нет» и «не знаю» не было ни одного. По характеристикам «внимательности», «общительности», «справедливости» и «ответственности» ответила – «когда как». Тем самым продемонстрировав, достаточно адекватное отношение к чертам характера мальчика.
4. Тест цветовых отношений[5].
Краткая психологическая характеристика. _________активна, оптимистична. Обладает высокой мотивацией достижения. Способна подойти нешаблонно к решению какой-либо проблемы. Поведение спонтанное и раскрепощенное, общительна, немного экзальтирована. Умеет постоять за свои интересы. В то же время присутствуют черты эмоциональной незрелости, ребячливости, склона к рисовке. Самостоятельна и независима. В деловых контактах ориентирована на мужской стиль поведения. Не всегда в должной мере способна проявить мягкость и дипломатичность. В ситуациях сильно эмоционального напряжения высказывания и поступки могут быть непродуманны. Но благодаря высокому интеллекту внешне умеет сохранять поведение сбалансированным.
Самооценка высокая, но неустойчивая, сильно зависит от степени принятия ее окружающими. Неуверенность в себе легко переходит в другую крайность в ситуациях успеха и признания.
К маме своей привязана. Отношение к детям, с которыми работает, к _________и Насте, лояльное, симпатизирует им. Склона в принципе относится к детям доброжелательно, с симпатией. К «ночной» няне (_________) относится нейтрально, не считает ее конкуренткой в работе.
Отношение к отцу детей, к хозяину нейтральное, относится к нему как работодателю. Напрямую ассоциирует его с деньгами. На момент тестирования получаемой в семье зарплатой полностью удовлетворена, заинтересована продолжать работать с детьми.
Источник https://denzhata.info/dokumenty/obrazets-polozhitelnoj-harakteristiki-na-semyu/
Источник https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/semejnoe/tipy-detsko-roditelskih-otnoshenij.html
Источник https://cmki.ru/primer-psihologicheskoj-ekspertizy-2-detsko-roditelskie-otnosheniya/