Социально-психологические проблемы семьи на ее разных этапах
IX Зимний фестиваль «Несказанная радость бытия. Психология телесности»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»
XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»
X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»
III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»
VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»
8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»
Кризисы современной семьи глазами психотерапевта
Автор
Институт семьи в современном мире-социальный контекст и вызовы эпохи
Наши представления о задачах семьи и брака восходят корнями к традиционной модели, основные черты которой сформировались к середине девятнадцатого века. Изначально брак в основном обслуживал задачи выживания потомства пары в сложных условиях. Мужчины выполняли традиционную функцию защиты и охоты, женщины занимались преимущественно собирательством, воспитанием потомства и домашним хозяйством. Подобное разделение ролей было обусловлено врожденными биологическими особенностями (половым диморфизмом) и определяло структуру и функцию семейных отношений, изменяясь лишь незначительно. Брак становился формой существования, обеспечивающей защиту финансово-экономических интересов потомства. Позднее традиции династического брака перешли в жизнь общин, и традиционно выбор невесты осуществляли родители жениха, скрепляя формулой «у вас товар, у нас купец». И несмотря на то, что предпочтения жениха могли учитываться, значение личного выбора партнера было минимальным.
И только с конца 19 века произошла значительная перемена в укладе семей, имевшая под собой экономические основания: под влиянием технологической промышленной революции началась массовая миграция трудоспособного населения в города, традиционный деревенский уклад начал разрушаться наряду с падением большинства монархий, представлявших собой самую распространенную форму правления в традиционном обществе, а у молодых появилась возможность свободного выбора партнера. Развернулось мощное движение за права женщин, и общественная мораль стала признавать право на сексуальные удовольствия (и здесь, как известно, большой вклад внесли Зигмунд Фрейд и его последователи). Традиционная модель семьи больше не обслуживала потребности общества, так как структура расширенной многопоколенной семьи препятствовала экономическому развитию, затрудняла миграцию и мобильность трудоспособного населения. С подростковым задором человечество бросилось экспериментировать с правилами и социальными нормами, внезапно осознав относительный характер ранее незыблемых ценностей и догматов, подкрепляя свою уверенность в светлом будущем открытием общей и частной теории относительности, в которой само время уже рассматривалось как относительная величина. Вдохновленные идеей самостоятельного улучшения, ни много ни мало, человеческой природы, наработками генетики и евгеники, крушители общественных устоев привели человечество к самой кровопролитной войне, охвативший весь мир. Но уже после короткой передышки консервативных сороковых пришла следующая волна изменений — сексуальная революция шестидесятых, поощрявшая свободное выражение сексуальных желаний и свободу сексуальных отношений. Секс освободился от экономических последствий кратковременного удовольствия. Женщина середины прошлого века уже была способна вырастить ребенка сама. О множестве детей речи уже не шло, так как большое количество детей противоречит гедонистической философии общества потребления.
В связи с этим социально-экономическое принуждение к браку ослабло, в то время как компонент сексуальной удовлетворенности отношениями стал играть значительно большую роль. В паре существует динамическое равновесие центростремительных и центробежных сил. Центростремительные силы пары сфокусированы благодаря стабилизирующим объектам. К ним относятся зона совместности и взаимности, где удовольствие и выгода от взаимодействия значительно выше. Помимо основных биологических императивов: сексуального влечения друг к другу и его производного в форме зрелой любви, а также родительского инстинкта в форме привязанности, — пару скрепляют общие цели, общие ценности и общий соразделенный интерсубъективный опыт («общая эмоциональная память отношений»). В качестве стабилизирующих объектов пары можно отметить даже совместные материальные объекты, в том числе недвижимое имущество. Так, процент разводов среди пар, взявших ипотеку, в среднем составляет от 1 до 5%, в то время как в парах без ипотеки процент разводов в первые пять лет составляет уже от 30 до 50%. Конечно, никакая сила не удержит надолго вместе людей, не любящих, и тем более, ненавидящих друг друга. Но ипотечное обременение стоит на пути импульсивной агрессии, возникающей в паре и проявляющейся в косвенной форме (обесценивание партнера, дистанцирование, игнорирование и т.п.). Удержавшись от мстительных фантазий, возникающих в случае неизбежных конфликтов, партнеры направляют агрессию в конструктивное русло, выращивая шаг за шагом культуру диалога, который тем продуктивнее, чем больше учитываются различия. К сожалению, у людей с низкой степенью личностной дифференциации страдает культура уважения различий, что делает такую задачу для них особенно трудной.
В то же время, в современном мире мы наблюдаем ослабление центростремительных сил, связанных с социальным принуждением, и увеличение центробежных, связанных с соблазнами общества потребления. Гедонистическая мотивация, стремление к получению удовольствия как такового начинает вытеснять мотивы, поддерживающие близость и совместность. Усилия, направленные на развитие и поддержание близости и зависимости, не являются более необходимым условием счастья. Все чаще встречаются так называемые «материнские семьи», где мать вынуждена воспитывать ребенка сама, и выросшие в таких семьях мальчики и девочки лишены встроенной модели отношений мужчины и женщины, что впоследствии определяет их сложности в построении близких взаимоотношений. Коммуникация становится более дистантной и отстраненной, социальный императив эпохи выживания — сохранять отношения любой ценой — уходит далеко на второй план. Известный психолог и исследователь застенчивости Филипп Зимбардо отмечает нарастание во всем мире шизоидных тенденций и замену реального секса, получаемого в отношениях, на виртуальный, получаемый без них, при просмотре порно. Это способствует искаженному восприятию взаимных ожиданий мужчин и женщин. В условиях сексуальной сверхстимуляции повышаются запросы к качеству сексуального удовольствия при одновременной нетерпимости к различиям и нюансам, составляющим основное содержание романтической любви. Поэтому в современном мире секса может становиться больше, а любви меньше.
Снижение романтического компонента в любовных отношениях и четких, обусловленных экономическими причинами границ гендерных ролей способствует появлению новых форм социальной организации, атомизации общества, где становится ненужной не только семья, но и парная деятельность как таковая, среди молодежи появляются субкультуры пансексуалов и асексуалов, отрицающих институт семьи как таковой. Все это удивительным образом напоминает описанный в начале семидесятых эксперимент «Рай», проведенный Джоном Келхуном в целях изучения влияния на популяцию условий эустресса общества потребления и моделирования поведения жителей мегаполисов будущего. И хотя и сам эксперимент, и выводы из него были признаны не совсем корректными, все же его стоит признать убедительным предостережением со стороны матушки-природы и батюшки-универсума всем видам социальных экспериментаторов.
Современные супруги, мужчины и женщины, находятся в поле разнонаправленных информационных воздействий, наполненных посланиями, пропагандирующими индивидуализм, сексуальную свободу, культ личного успеха в противовес сотрудничеству, наряду с архаичными традиционалистскими предписаниями религиозной и социалистической морали, строгой, ригидной и неработающей. Как известно, невроз вызывается конфликтующими потребностями и конфликтами собственных потребностей и моральных предписаний. Современное социальное поле содержит массу подобных противоречий, а люди, вступающие в брак, могут придерживаться абсолютно разных, а порой и противоположных ценностей. Это делает задачу сохранения отношений в современном мире особенно сложной. Но сохранение отношений как таковое ни в коем случае не является самостоятельной ценностью. Ценностью может являться сохранение взаимно удовлетворяющих отношений. Проще говоря, таких, в которых намного лучше, чем без них. Традиционные культурные и обрядовые механизмы в данном случае уже не работают в качестве регуляторов, хотя и продолжают архетипически влиять на взаимодействие партнеров. В связи с этим возрастает потребность в определенных посредниках в отношениях пары, в особенности в критические для ее существования периоды, и растет запрос на парную терапию. Психотерапия, выйдя из тесных рамок узкоклинических задач лечения психических расстройств, все больше становится формой социальных услуг, заменяя отживающие институты (религию, общинную мораль, государство в его традиционном представлении). Смелые люди, поддавшиеся чувствам любви и решившиеся на трудное приключение в форме брака (как известно, хорошее дело так не назовут), в определенные периоды особенно нуждаются во внешней поддержке.
Семейные кризисы
Кто-то из великих сказал: «Все на свете имеет начало, середину и конец». С этим трудно поспорить. Во всяком случае, мы знаем мало противоположных примеров. Вновь созданный любящими людьми социальный организм под названием «семья» также имеет определенные периоды, когда она должна реализовать новые задачи, вызванные заложенной в нее, подобно культурному фракталу, диалектикой развития.
Если партнеры смогут распознать эти вызовы и адаптироваться к меняющимся потребностям, кризисы буду пройдены успешно. Неудача в прохождении кризисов порождает семейную дисфункцию, а она, в свою очередь, порождает различные последствия — от невротических и психосоматических расстройств до болезней зависимости.
Развод в данном случае также не является решением, так как, как правило, вновь созданная семья с большой вероятностью повторяет болезни предыдущей. Психотерапевты называют это по-разному, в зависимости от школы — бихевиористы винят в этом дисфункциональные иррациональные убеждения, психодинамические терапевты — структуру первичных объектных отношений, системные семейные терапевты — триангуляторные процессы в семье и неработающие границы, и даже невидимые семейные лояльности.
Мы сфокусируемся на типовых вызовах каждого кризиса и на том, какие типовые запросы они порождают.
Периодизация семейной жизни пришла в психологию из социологии, а также под влиянием периодизации психического развития, предложенной Э. Эриксоном. Первоначально авторы подхода Э. Дюваль и Р. Хил (1948), базируясь на воспитательной и репродуктивной функции семьи, выделяли 24 периода, которые характеризуются особенной задачей. В дальнейшем, с целью удобства и упрощения, количество периодов было ограничено 8 основными. Приведем основные проблемы и задачи, характерные для каждого из этапов жизненного цикла.
Есть различные модификации периодизации семейной жизни, с большим или меньшим количеством периодов. Суть кризиса семьи определяется задачами развития, в каждом периоде взаимодействие членов семьи претерпевает перестройку, выходом из кризиса является новая и уникальная для каждой семьи форма творческого приспособления к меняющимся условиям. Это требует от супругов выработки новых навыков, новой ролевой идентичности на каждом из этапов.
Выбор партнера чаще осуществляется либо по принципу схожести (симметричности), либо по принципу дополнительности (комплементарности). Выбор партнера осуществляется преимущественно бессознательно и является результатом интегральной трансферентной оценки. Можно сказать, что влюбленные бессознательно проводят интуитивное тестирование методом портретных выборов с заднеплановым подходом и долгосрочным прогнозом поведения, но не всегда осознают сделанный ими выбор. Люди с одинаковым уровнем психической организации могут привлекать и хорошо понимать друг друга. Как говорит поговорка: «Рыбак рыбака видит издалека». Юношу с пограничной личностной организацией и подсознательным героическим сценарием может привлекать рискованная и провоцирующая конфликты роковая девушка. Девушка из зависимой семьи вполне может очароваться романтическим героем-хулиганом, проявляющим доминирование над сверстниками за счет асоциального поведения. Юноша с психотической организацией может найти родную душу в девушке, разделяющей увлеченность эзотерикой и ценностью магического мышления, и увлечься дискуссией на религиозную тему. Подобное притягивает подобное, либо увеличивая, либо понижая уровень психической дифференцированности в поколениях семейной системы, как считал создатель системного подхода Мюррей Боуэн (1978). Психическая ригидность, свойственная людям с низким уровнем структурной организации, мешает естественному протеканию процессов адаптации и обуславливает накопление семейной дисфункции и уровня внутрисемейного стресса, что проявляется у каждого из членов семьи разными формами психической патологии. У семей с более высокой дифференциацией идентичности ее членов, гибкими и ясными границами кризисы, как правило, протекают легко. Семьи с пограничным уровнем психической организации часто не выдерживают кризиса, заканчивая эмоциональным разрывом (развод, конфликтная сепарация детей), либо стабилизируются в форме дисфункциональной семьи (семьи зависимых, часто болеющих, депрессивных).
Согласно представлениям эволюционной психологии (Tennov D., 1979), стратегия формирования долговременных пар появляется на относительно поздних этапах эволюции человечества, и средний период жизни пары, заложенный эволюционно, составляет в среднем лишь 3,5 года. Этот срок, благодаря одноименным книгам (Ф. Бегбедер) и фильмам, уже стал афористическим высказыванием. Биологическая сила привязанности супругов максимально напряжена в период максимальной зависимости ребенка от родителей (и, соответственно, матери от ребенка). Когда ребенок становится более независим и может уже выживать самостоятельно, влияние биологических механизмов ослабевает и от супругов требуются усилия, направленные на укрепление, поддержание и развитие связи.
Но в современных условиях ослабление центростремительных сил брака представляет собой вызов для единства пары и на более ранних сроках. Условно, согласно устоявшейся в поп-психологии традиции, выделяют кризисы, примерно привязанные к сроку жизни пары. С учетом данной условной периодизации мы перечислим основные запросы пар, проходящих критические периоды своего существования.
Добрачный период отношений крайне важен для их последующей устойчивости. Важнейшим условием является наличие периода влюбленности со всей свойственной ему некритической идеализацией партнера, страстью и взаимным влечением. Воспоминания об этом периоде становятся своего рода якорем, удерживающим корабль семейной пары во время шторма. Тем не менее, те пары, которые вошли в отношения стремительно (менее трех-шести месяцев), проскочив фазу ориентации в друг друге, с большей вероятностью будут затем разочарованы. Те же пары, которые по разным причинам (наиболее часто по причине слабости страсти либо по причине контрзависимых сценариев) удерживались от заключения брака в течение более чем трех лет, впоследствии будут также неустойчивыми. Наличие опыта добрачных отношений, в том числе и сексуальных, также несет преимущественно позитивную нагрузку, так как позволяет лучше понять и исследовать природу собственной сексуальности, предпочтения и ограничения, раскрыть свои сексуальные возможности с разными партнерами, что в дальнейшем способствует зрелой идеализации партнера, лежащей в основе долгосрочных любовных отношений (в отличии от некритической, не прошедшей антимонопольную проверку идеализации периода влюбленности).
Брачные ритуалы, такие как ухаживание и свадьба, пресловутый и обесцененный контрзависимыми партнерами штамп в паспорте, несут дополнительную символическую нагрузку, являясь дополнительными стабилизирующими объектами. Они выступают ограничителями неизбежных центробежных тенденций.
Кризис первого года характеризуется началом совместного проживания супругов. Ослабевает страстный компонент влечения (из-за того что партнер, проживающий совместно, начинает восприниматься как кровный родственник, и срабатывает инстинктивный запрет на инцест). Интересно, что медиаторная система, отвечающая за нежные реакции в отношениях, (система привязанности, по Pankseepp), связанная с окситоцином, находится в реципрокных отношениях с системой сексуальной агрессии (эротизации), игры и страсти, связанной с тестостероном. Поэтому срабатывает реципрокное торможение — «чем больше близость, тем меньше страсть».
Также в этот период начинается распределение ролей в семье и проявляются конфликты, связанные с борьбой за власть и доминированием. В дисфункциональных семьях преобладают запреты на конфликты как таковые, различия подавляются, и партнеры вместо сотрудничества и конструктивного решения конфликтов предпочитают терпеть друг друга. Для дисфункциональных семей характерна постоянная борьба за власть, преобладание женского доминирования, своеобразная «психологическая кастрация» мужчин с обесцениванием и снижением их статуса. Ненависть в близких отношениях не может выражаться прямо, а проявляется в косвенных формах — в скуке, отчуждении, потере интереса. В дисфункциональном браке партнеры часто дают нереалистические клятвы верности, простроенные на основе мифа о «вечной любви», не допускающего наличие чувств к кому-то другому, кроме партнера-монополиста. Подобные клятвы, особенно у людей с ригидным контролем собственных импульсов, препятствуют развитию на основе влюбленности зрелой любви.
В позднее советское время и в начале девяностых традиционная российская семья за счет острого и не решенного с булгаковских времен квартирного вопроса сталкивалась с затруднением сепарации молодой семьи и носила вынужденный многопоколенный характер. В условиях стесненного проживания формировались хронические конфликты с законсервированными формами симбиотической ненависти. С конца первого десятилетия двухтысячных благодаря развитию ипотеки и рынка готового жилья и относительной стабильности доходов эта проблема стала менее актуальной. Тем не менее, на первом году совместной жизни у супругов в паре возникает задача по отграничению собственной семьи от вмешательства родительских фигур, которые, подобно сильным магнитам, способствуют образованию патологических коалиций «мать — дочь», «мать — сын», способных усилить конфликтную динамику в паре.
Еще одной важной задачей кризиса первого года является формирование уникального для пары способа разрешения конфликтов и противоречий в паре, предполагающего возможность выражения агрессии для устранения нежелательных напряжений в паре.
Кризис третьего года жизни, как правило, связан с рождением ребенка и неготовностью членов молодой семьи к принятию родительской функции, бессознательным соперничеством с ребенком за внимание заботящегося супруга, снижением сексуальной активности во время беременности и после родов. В это период брак часто становится резко комплиментарным, на мужчину ложится больше обязанностей по материальному обеспечению семьи, в то время как женщина часто начинает страдать от нехватки свободного времени, персонального внимания и общения. Довольно часто у супругов на этом этапе поляризуются ожидания друг от друга. Жена, встречая мужа после дня, проведенного наедине с ребенком, страстно желает рассказать о проблемах и услышать новости супруга, муж же, напротив, очень желает забыться и отключиться от общения. Иногда неспособность понять и принять особенности подобной комплементарности приводят к острым эмоциональным конфликтам.
Кризис седьмого года условно связан с первой основательной ревизией успешности семейного проекта. Супруги подсознательно сравнивают актуальные семейные отношения с идеальной моделью семейных отношений. Они уже имеют некоторый опыт, хотя все еще достаточно молоды и готовы к началу нового возможного семейного цикла. Если к этому времени не произошло усиление центростремительных сил и, напротив, выросло давление центробежных, то попытка сравнения партнера реализуется путем супружеской измены. Мужчины чаще изменяют вследствие сексуальной неудовлетворенности в браке, наличия накопленной сексуальной скуки, в поиске новых ощущений либо желая признания и не получая его в своей паре. Женщины чаще изменяют под влиянием эмоционального игнорирования со стороны супруга, отсутствия у него интереса к эмоциональной стороне жизни жены. Вследствие того, что сексуальное возбуждение женщины имеет реактивную природу, влечение перенаправляется на тех мужчин, которые способны это внимание им уделить. В условиях влюбленности мужчина инстинктивно посвящает свое внимание объекту своего выбора под влиянием идеализации и желания. Поэтому для успешного прохождения этого кризиса от партнеров требуется способность влюбляться заново.
В этот период старший ребенок в семье, как правило, становится более независимым от родительской пары и перестает играть роль стабилизирующего объекта и выступать в качестве центростремительной силы союза. Детоцентрированные семьи переживают вызов необходимости создания нового смысла близких отношений. Важную роль в оценке успешности семейного проекта является удовлетворенность качеством детско-родительских отношений, способность получать удовольствие от отношений с собственным ребенком. Если отец оказался на периферии семьи, самоустранившись или будучи вытолкнутым туда за счет патологической коалиции ребенка и матери, то степень его отчуждения от семьи в этот период усиливается. Появление второго ребенка может изменить эту ситуацию, но при таком выходе вероятен риск создания новой патологической коалиции. Согласно логике структурного подхода Сальвадора Минухина, иерархия порядков в семейной системе должна соблюдаться, и родительская пара осуществляет свою власть с «высоты своего этажа». Патологические коалиции ребенка (детей) с одним из родителей против другого лишают власти родительскую пару и способствуют поддержанию дисфункции. Таким образом, нерешенные проблемы кризиса трех лет предопределяют течение кризиса семи лет. Иногда он заканчивается смертью супружеской пары (разводом) либо замершим межличностным конфликтом, сопровождающимся отчуждением и отстраненностью супругов при видимом отсутствии разногласий («псевдовзаимность»). Выходом из подобного кризиса может быть новый «семейный контракт», обсуждение и формулировка новых целей семьи, новых задач супружеского союза.
Кризис четырнадцати лет брака часто совпадает с экзистенциальными возрастными кризисами супругов. Здесь происходит вторая ревизия семейного проекта, но уже не как сравнение реальной и идеальной модели семьи, а сквозь призму экзистенциальной проблематики. Дети-подростки входят в фазу подросткового группирования, в попытках сепарации возводя на пьедестал кумиров собственного поколения (обычно эту роль играют юноши и девушки на 5–7 лет старше), и ниспровергают родителей в попытках обрести собственные ценности и отстоять собственную идентичность. Согласно Э. Якобсон (1964), формирование идентичности идет путем утверждения себя, противопоставления и конкуренции. Родители имеют дело с противопоставлением собственной морали и морали всей подростковой группы, ценностей сепарационной субкультуры. Если система убеждений родителей негибкая, мораль ригидная, то конфликты сепарации в семье становятся более яркими, обнажая ранее заложенные основы семейной дисфункции (патологические коалиции, перевернутые иерархии, патологические типы воспитания). Это также усиливает центробежные силы брака и обостряет экзистенциальные вопросы — отсутствия окончательного смысла бытия, конечности существования и одиночества. Если на предыдущем этапе были заложены основы процесса отчуждения, то здесь оно разворачивается в полном объеме. Как правило, центростремительной силой этого этапа является привязанность супругов и поле общего прошлого. А начало нового семейного цикла в этом возрасте чаще пугает супругов новыми вызовами и риском разрыва с собственным личностным прошлым. Этот общий соразделенный интерсубъективный опыт жизни в сочетании с психодуховной инерцией, естественным образом нарастающий с возрастом, тормозит центробежные импульсы от непосредственной реализации. В связи с этим скука и отчуждение в дисфункциональных семьях еще больше усиливается, и последствия экзистенциального кризиса проявляются в косвенных формах (расстройства настроения, психосоматозы).
Кризис двадцати пяти лет. Ослабевает давление социального фактора успешности, связанного с достижением материального успеха, обладанием определенным уровнем жизни. Становится очевидной бренность существования и относительный характер идеализированных просоциальных ценностей периода юности и ранней молодости. А возможности самореализации начинают стремительно сокращаться. Это тот самый период, когда человек интенсивно в осознавание этого факта пытается дожить непрожитое, меняет профессию или образует новую яркую и интенсивную любовную связь («седина в бороду, а бес в ребро»).
На этом этапе обнаруживается биологическое неравенство в привлекательности мужчин и женщин для противоположного пола. Мужчины могут стать даже еще более привлекательными для более молодых женщин за счет полученного статуса, в то время как женщины теряют привлекательность вследствие влияния процессов старения и увядания. Новая любовная связь может восприниматься как своего рода «спасательный круг» для угасающих процессов идеализации. Восточные легенды об омолаживающем эффекте секса с юными девушками связаны с процессами обмена психической энергии поколений («энергия в обмен на опыт»). Если к этому возрасту супруги уже пережили «духовную смерть» вследствие предыдущего кризиса, новая любовная связь может стать чем-то вроде удачного реанимационного мероприятия.
Также этот период характеризуется окончательным отделением старших детей путем создания собственных семей. Мамы и папы становятся бабушками и дедушками. Проблемы дисфункциональной семьи в этот период оказывают выраженное влияние на здоровье своих членов, и у них к этому возрасту накапливается большое количество стрессов, эмоциональных проблем, психосоматической и соматопсихической патологии. Семьи, живущие исключительно ради детей, на этом этапе чаще распадаются либо переключаются на воспитание внуков. Супруги старшего поколения в дисфункциональных семьях пытаются вмешиваться в воспитательные процессы и отношения молодой пары, формируя патологические коалиции и пытаясь конкурировать за власть с родителями, иногда вплоть до полного лишения их родительского влияния, переводя молодых родителей в статус своих собственных «старших и нелюбимых», а внуков в статус «младших и любимых» детей. В более здоровом варианте супружеская пара формирует новый контракт, в котором учитываются особенности друг друга и оговариваются варианты дальнейшей жизни в форме совместного увлекательного приключения и союза. В идеальном варианте в современных условиях люди зрелого и пожилого возраста имеют большие возможности для разнообразной и насыщенной жизни за счет возросшей продолжительности жизни и успешных анти-эйджинговых мероприятий. Но для счастья супругам на этом этапе также важно реализовать задачу передачи собственного жизненного опыта новым поколениям. И для этого важно иметь возможность обмена опытом с младшими поколениями, поддержание связи и последовательности передачи опыта с потомками (детьми, учениками, младшими коллегами) играет на этом этапе очень важную роль.
В условиях кризиса традиционных способов регуляции и ритуализации семейной жизни роль семейных терапевтов в качестве посредников, облегчающих прохождения семьями и парами семейных кризисов, будет только возрастать. И это увеличивает значение и востребованность социальной психотерапии, общественная польза которой, увы, до сих пор остается недооцененной в обществе. Несмотря на ее затратность и относительную дороговизну, польза, которую она может принести, в значительной и превосходящей степени выше затрат на нее. К сожалению, многие пары и семьи, не справившиеся с кризисами, осознают это только постфактум.
Ведь наличие семьи в современном мире уже не является необходимым с точки зрения как выживания, так и удовлетворения базовых потребностей. Поэтому семья — это источник вдохновения, эмоциональной поддержки, близости и творчества. Семейная терапия позволяет раскрыть ресурсы семьи в полном объеме либо, если смыслы семьи утрачены, прекратить совместное бессмысленное страдание.
Проблемы семьи в современном обществе
Семья – ячейка общества, решающая его фундаментальные задачи. На современном этапе она переживает серьёзный кризис, который в первую очередь связан с обесцениванием моральных установок. Усугубляют ситуацию ухудшение экономической ситуации, увеличение стоимости жизни, неэффективные меры социальной поддержки. В этой статье мы поговорим о наиболее уязвимом институте брака – молодой семье, а также о таких бедах, как алкоголизм и насилие в семье. Кроме этого, уделим внимание проблемам, с которыми сталкиваются приёмные родители и дети.
Основные проблемы современной семьи
Близкие люди дают ощущение поддержки, тепла, значимости собственной жизни. Каждому человеку важно знать, что он не одинок, нужен, что он любит и любим. Хорошо, когда отношения в семье складываются на основе доверия, уважения и взаимопонимания. Однако гармония царит далеко не во всех ячейках общества. Рассмотрим основные факторы, являющиеся угрозой для брачных уз:
- Пагубные пристрастия и зависимости. Алкоголизм и наркомания разрушают личность человека, превращают его в животное, для которого не существует нравственных ориентиров. Не менее страшна игромания. Вырваться из её цепких лап очень сложно.
- Отсутствие общей жизненной цели. Семья – это команда, и поэтому у неё должна быть совместная задача, объединяющая всех членов. Когда семейный корабль неспешно дрейфует в пучине волн, подчиняясь ветру и течению, а не отважным мореплавателям, жизнь команды становится пресной и унылой.
- Большой проблемой семьи в современном обществе стала подмена истинных ценностей. Потребительское отношение к жизни формирует стереотипное мышление. Так, в погоне за материальными благами семья уходит на второй или даже третий план. На первом месте может оказаться карьера, на втором – увлечения, желание получать от жизни удовольствия. В такой ситуации в первую очередь страдают дети.
- Отсутствие любви и уважения вызывает эгоистичное поведение супругов, концентрацию на собственной личности, что влечёт взаимные обиды, непонимание, претензии, скандалы.
Проблемы молодой семьи
В конфетно-букетный период супругам может показаться, что в их молодой семье, где нет разлада, ссор и скандалов, проблемы отсутствуют. Они уверенны в том, что им повезло встретить свою идеальную вторую половинку. Адекватно воспринимать ситуацию они смогут лишь спустя некоторое время, когда розовая дымка рассеется, жизнь внесёт свои коррективы в их мировосприятие и расставит всё по своим местам.
Основные проблемы современной семьи можно разделить на два блока: социально-психологический и социально-экономический.
- Бич нашего времени жилищная проблема. Лишь некоторые молодожёны могут рассчитывать на помощь родителей в этом вопросе. К сожалению, далеко не все получают такой шикарный подарок к свадьбе. Основная часть останавливается на съёмном варианте жилья или приобретении его в кредит. Безденежье заставляет молодых жить под одной крышей с родителями.
Около 40% молодожёнов планируют жить после свадьбы с родителями, что говорит об их социальной незрелости и экономической зависимости.
- Низкая заработная плата и безработица вызывают проблемы с трудоустройством. Молодые относится к наиболее уязвимой группе в силу отсутствия профессионального и социального опыта, что делает их менее конкурентоспособными на рынке трудовых ресурсов. Неудовлетворение заработком вынуждает искать лучшей доли в других городах, что негативно отражается на стабильности брака.
Женщинам, имеющим маленьких детей, довольно трудно устроиться на престижную высокооплачиваемую работу. Если это и случается, то работодатель, опасаясь выплат по больничным листам или декретному отпуску, использует различные внеправовые меры воздействия. Такое положение вещей ставит под угрозу существование молодой семьи.
- Психологическая адаптация в молодой семье проходит без опоры на какие-либо законы и знания. Отсутствие опыта осложняет формирование стереотипов общения, типа взаимоотношений, который удовлетворил бы обоих. Порядка 20% молодых семей нуждаются в помощи психологов. Обращаются к ней лишь единицы.
- Ранние браки бывают хрупкими в силу незрелости молодых людей. Поспешность их решения проявляется в неготовности брать на себя ответственность за членов семьи, принятии на себя новых обязанностей. Психологические проблемы появляются там, где нет стремления и умения преодолевать препятствия, искать выход из сложных жизненных ситуаций, обеспечивать комфортную атмосферу.
- Большинство молодых семей сталкиваются с материально-бытовыми проблемами. Именно они нередко становятся сдерживающим фактором в вопросе деторождения и пусковым механизмом в бракоразводных процессах.
Более 90% молодых семей в нашей стране отмечают рост материальных проблем после появления ребёнка. Половина из них относится к категории нуждающихся и лишь порядка 10% не испытывают материальных затруднений.
Возникающие конфликты
В силу своей неопытности супруги в молодой семье могут не совсем понимать, что такое брак, поэтому этап «притирки» иногда проходит довольно непросто. Умение находить выход из конфликтных ситуаций является показателем готовности молодожёнов к семейной жизни.
Выделяют следующие причины конфликтов в молодой семье:
- Распределение бытовых обязанностей между супругами, которые до свадьбы не вели совместного хозяйства. Девушке, едва знакомой с домашними хлопотами, нелегко эффективно организовать решение бытовых вопросов, как и парню, ничего не делавшему до этого по дому, включиться в работу. Нежелание брать на себя ответственность за бытовые задачи провоцирует ссоры и скандалы.
- Очень важным моментом является вопрос финансов и управления ими. Зачастую молодожёны испытывают материальные затруднения в силу своей финансовой несостоятельности. Студентам, молодым специалистам приходится уповать на поддержку родителей. Средства, которые поступают в семейную корзину, необходимо грамотно распределять: оплата за жильё, покупка продуктов питания, бытовой химии, необходимых вещей. При ограниченном бюджете это довольно непростая задача, которая нередко становится поводом для выяснения отношений.
- Нарушение границ семьи ближайшими родственниками – родителями – ещё один распространённый повод для конфликтов. Старшее поколение всегда знает, как лучше поступить молодым супругам. Зачастую они не хотят понимать, что дети выросли и не обязаны принимать их ценные указания по поводу воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, обязательств в семье как руководство к действию. Если родители не согласны с выбором своего ребёнка, то отношения усложняются личной неприязнью.
- Рождение малыша становится испытанием молодой семьи на прочность. Появляются новые обязательства, увеличиваются финансовые затраты, у молодых возникают определённые ограничения. В первые месяцы после рождения ребёнка постоянное недосыпание, детский плач, болезни усложняют жизнь молодой пары. Если все обязанности возлагаются на хрупкие плечи женщины, она рискует с ними не справиться, что инициирует бурные конфликты.
- В случае, если решение о браке было незрелым, разрушить семейную идиллию могут различия в мировосприятии, системе ценностей, взглядах на жизнь. Сохранить ячейку общества здесь помогут уважение и желание найти компромисс.
Решение конфликтных ситуаций в молодой семье
Изречение «С милым рай в шалаше» давно утратило свою актуальность в нашем потребительском обществе. Безденежье способно разрушить самую крепкую семью. Поэтому, вступая в брак, стоит объективно оценивать свои возможности. Необходимо выяснить потребности, стремления каждого из супругов. Если девушка считает, что молодой человек обязан обеспечить ей достойную жизнь в особняке, глупо ожидать такого уровня доходов от обычного работяги. Конечно, случается так, что желания супруги становятся для мужчины сильнейшей мотивацией. Но большого успеха достигают лишь единицы. Чтобы получить результат, нужен трамплин в виде хорошего образования и невероятного желания стать успешным. Поэтому молодым нужно обговорить, что каждый из них ожидает от брака, каким видит будущее семьи через несколько лет и что готов сделать для того, чтобы оно было радостным и счастливым.
Разумеется, такие меры не могут гарантировать полное отсутствие конфликтов. Столкновения интересов, мнений, различных позиций неизбежны в любой семье. Но одним супругам хватает мудрости для их разрешения путём совместного поиска компромиссов, а у других для этого нет ни терпения, ни желания.
Нерешённые внутрисемейные проблемы разъедают брак. Взаимные невысказанные обиды заставляют сохранять дистанцию, держат членов семьи в эмоциональном напряжении. Психологи советуют не замалчивать обиды. Высказывать претензии следует в форме доверительной беседы. Разговор на повышенных тонах не поможет найти выход из ситуации. Следует проявлять корректность, терпимость: обидные слова могут нанести тяжёлые раны, которые станут трещиной в семейных отношениях.
Отличной профилактикой конфликтов являются уважение, сдерживание гнева, злости, плохого настроения.
Остановимся подробнее на нескольких методах, с помощью которых можно разрешить конфликтные ситуации в семье.
- Метод смены векторов. Он заключается в переключении с деструктивного стиля поведения (криков, брани, игнорирования) на позитивный. Если причина для размолвки является несущественной, снять накал страстей можно шуткой или, переведя разговор в другое русло.
- Выясняя отношения, соблюдай последовательность – тема обсуждения должна быть одна. Иначе банальная ссора может превратиться в ураган.
- Выяснять отношения следует в приватной обстановке, без присутствия посторонних, чтобы не задеть чувство самолюбия супруга. Родители, будучи взрослыми людьми, способны простить друг другу обвинения и несдержанность во время ссоры, а на ребёнка такая сцена способна произвести сильное впечатление, о котором он будет помнить довольно долго.
- Потушить семейный конфликт удастся быстрее, если дать возможность своему оппоненту выговориться, не перебивая его. Развитие культуры общения поможет научиться обсуждать проблемы в спокойной манере, говорить о своих потребностях и признавать право на них у других членов семьи.
Чтобы обозначить проблемы в семье и найти пути их решения, нужно объединить усилия, а не требовать друг от друга слишком многого. Крепкий союз основан на сотрудничестве, поиске компромисса.
Алкоголизм в семье
Злоупотребление алкоголем мешает построению здоровых отношений в семье. Непьющие родные алкоголика часто пребывают в состоянии депрессии, проявлениями которой являются подавленное состояние, чувство тревоги, плаксивость, апатия, головные боли.
Пьяные дебоши, их постоянное ожидание и повторение держат семью в эмоциональном напряжении. Страх, ненависть, низкая самооценка, ощущение вины рождают новую модель поведения и новый уклад семейной жизни.
Реакция непьющей жены или мужа на алкоголизм партнёра будет различной в силу психофизиологической и половой дифференциации. Жена алкоголика начинает действовать на ранних стадиях зависимости. Ежедневные разговоры и убеждения постепенно перерастают в ссоры и скандалы, что вызывает демонстративное поведение мужа и провоцирует его на новые «подвиги». Если жене удаётся убедить супруга, дело доходит до госпитализации.
Непьющий муж заметит проблему гораздо позже. В первое время он будет занимать выжидательную позицию. Для устранения проблемы, он примет одну из радикальных мер – развод, госпитализация в клинику, обращение за помощью к родственникам.
Самая опасная ситуация, когда алкоголизму подвержены муж и жена вместе. Спасти их может только участие третьих лиц.
Когда муж – алкоголик
Пьянство главы семьи – большая беда для всех её членов. Его можно сравнить с бомбой замедленного действия: сложно предугадать, каким будет его поведение через несколько минут.
Непьющая жена алкоголика является созависимой. Она не в состоянии адекватно оценить обстановку и считает себя причастной к тому, что происходит с мужем. Нередко женщина, пытаясь спасти супруга, забывает о своих потребностях и желаниях, растворяясь в его проблемах.
Психологию мужа-алкоголика определяет поведение женщины. От её поступков и отношения к нему зависит его желание возвращаться домой, степень его агрессии, согласие на прохождение лечения.
Самые распространённые ошибки созависимых жён:
- Выяснение отношений с пьяным мужем. Это опасно для жизни и здоровья женщины. Провокация гневными замечаниями, поучения и наставления могут вызвать вспышку агрессии.
- Выставление супруга за дверь может привести к травматизму или летальному исходу. Лучше уложить его спать.
- В доме не должно быть толерантности к спиртному, включая праздничные даты.
- Нельзя быть его нянькой. Мужчинам это очень нравится, поэтому он будет продолжать пить, желая остаться в центре внимания.
Если муж оступился, не игнорируйте его проблему, не оставляйте наедине с болезнью. Протяните ему руку помощи.
Когда жена – алкоголик
Существует стереотип, что женский алкоголизм встречается лишь в неблагополучных семьях. Статистика свидетельствует о том, что часто спиваются успешные и состоятельные дамы. Обычно всё начинается с дружеских застолий и посиделок. Алкогольная зависимость у женщин развивается довольно стремительно, гораздо быстрее, чем у мужчин. Это объясняется их физиологическими особенностями. Вскоре женщине уже не нужна компания для распития спиртных напитков – она делает это в одиночку и ежедневно. Чаще всего супруг понимает, что у жены проблема, когда она серьёзно больна. О том, что следует бить тревогу, говорят следующие факты:
- Женщина перестаёт за собой ухаживать, не следит за своим внешним видом.
- Не заботится о членах своей семьи, игнорирует домашние обязанности.
- В трезвом состоянии она пребывает в плохом расположении духа: проявляет раздражительность, агрессию.
- Чтобы поправить настроение, ей необходима доза спиртного.
- Плохой аппетит ведёт к резкому снижению массы тела.
- Из-за разрушительного влияния алкоголя страдают все системы организма, угасают когнитивные функции, что выражается в снижении умственной работоспособности, проблемах с памятью и интеллектом.
Причины алкогольной зависимости зачастую кроются в психологических проблемах:
- Отсутствие поддержки и взаимопонимания в семье, близости на эмоциональном и духовном уровне. Женщина испытывает одиночество.
- Ссоры и конфликты стали нормой для членов семьи. Никто не стремиться к её сохранению.
- Проблемы в рабочей сфере. Нет возможности для профессиональной самореализации. В силу объективных причин женщина вынуждена работать не по профессии, а занимать низшую должность, что ущемляет её самолюбие.
- Стрессовая ситуация, например, связанная со смертью близкого родственника, разводом или увольнением.
- Алкоголизмом страдали родители, на девочку повлияло их деструктивное поведение и наследственность.
- Зависимость сформировалась из-за слабого характера. Она подвержена влиянию пьющего окружения – подруг, мужа.
Пути решения проблемы алкоголизма в семье
Победить алкоголизм в семье удастся лишь в одном случае – если зависимый сам захочет этого. Без помощи специалистов – нарколога и психолога – в таком сложном деле не обойтись. Но вот беда, зачастую одурманенный алкоголем больной отказывается от лечения. Самый распространённый ответ: «Я смогу бросить сам, когда посчитаю нужным».
Нередко меры, к которым прибегают члены семьи пьющего человека, оказываются ошибочными. В их числе – угроза принудительного лечения. На практике она бессчётное количество раз подтвердила свою неэффективность. Попытка оградить алкоголика от спиртного путём лишения денег также безрезультатна. Зависимые обязательно найдут способ, чтобы удовлетворить свою потребность. Скандалить, кричать, обвинять плохая идея. Это вызовет лишь ответную агрессию.
Как жить с алкоголиком в семье, что делать? Вот несколько рекомендаций:
- Первым делом следует постараться определить, что стало причиной алкоголизма. Доверительная беседа и терпение помогут понять, какие страхи, переживания и обиды человек прячет за рюмкой.
- Если зависимый отказывается идти на приём к врачу, начать процесс рекомендуется с посещения кабинета психолога. Истинную причину визита можно скрыть, сославшись на желание решить проблемы в семье.
Если визит к психологу невозможен, попробуйте «подсунуть» вашей второй половинке полезное чтиво. Не об алкоголизме, а о том, как обрести себя. Проработать внутренние травмы можно и самостоятельно, это даст шанс иначе взглянуть на мир.
- Любой человек должен ощущать, что он нужен. Не лишайте пьющего члена семьи общения с детьми, разумеется, в моменты, когда он пребывает в здравом уме и свежей памяти. Не упрекайте, не вините, а говорите о том, какую важную роль он играет в их жизни.
- Поддерживайте атмосферу доброжелательности, демонстрируйте, что вы уважаете близкого вам человека, несмотря на пьянство.
- Постарайтесь заполнить его свободное время интересным занятием, хобби, спортом.
- Ежедневно в мягкой форме общайтесь о необходимости лечения. Убеждайте его в том, что болезнь можно победить. Избегайте импульсивных действий по отношению к нему, которые могут привести к тому, что он замкнётся в себе и не будет идти на контакт.
Больной алкоголизмом нуждается в комплексном лечении – психологическом и медицинском. При правильном подходе и грамотно подобранном лечении и реабилитации возможно достижение положительного результата.
Насилие в семье
Домашнее или бытовое насилие – это акты агрессии, направленные на одного или нескольких членов семьи, которые осуществляются регулярно на протяжении определённого времени.
Причиной насилия являются внутренние проблемы агрессивного человека, его непроработанные обиды, чувство вины.
Тиранство
Проявления тирании в семье могут быть различными. Для того чтобы получить контроль, подчинить жертву своей воле, используют физическое, сексуальное, экономическое и эмоциональное насилие.
Чтобы оградить себя от тирании в семье, следует с особой тщательностью подходить к выбору избранника. Распознать угнетателя и мучителя можно по следующим признакам:
- Тотальный контроль каждого шага женщины, ревность к любому, даже абсолютно незнакомому представителю противоположного пола.
- Психологическое давление, занижение самооценки женщины. Тиран самоутверждается за счёт более слабых людей, находящихся в его зависимости. Это выражается в колких высказываниях, насмешках, оскорблениях, зачастую в присутствии других. Он не связывается с теми, кто сильнее его.
- Абсолютная власть в семье, непринятие мнения других её членов. Смысл имеет только то, что думает и говорит он. Убедить его считаться с высказываниями других членов семьи невозможно.
- Физическое насилие – главный признак тирании. Если мужчина однажды позволил себе поднять руку на женщину, это обязательно повторится вновь.
Деспот может прикрываться благими намерениями, говорить своей жертве о том, что на самом деле он её очень сильно любит, именно поэтому не смог сдержаться. Не стоит идти у него на поводу. Семейная тирания направлена на уничтожение личности человека. Если не выйти из этой ситуации вовремя, деструктивные изменения могут стать необратимыми.
Сексуальное домогательство к ребёнку
Насилию в семье могут быть подвергнуты дети любого возраста и пола. Однако специалисты выделяют несколько групп риска: дети от года до трёх лет, с особенностями психического развития, врождёнными дефектами, неродные дети.
Сексуальное насилие заключается в склонении ребёнка к половому сношению генитального, орального или анального характера.
Чаще всего половое насилие над детьми совершают близкие родственники: родные отцы, братья, дяди, дедушки, отчимы. Чувство стыда, вины, страхи заставляют детей никому не рассказывать о случившемся. Дети молчат и потому, что не чувствуют тесного контакта с родными, которым могли бы поведать о своей беде. Иногда они жалеют мать, видя, что её жизнь и без того тяжела. Если же дети и решаются предать огласке произошедшее, им не всегда верят.
Молчание «запечатывает» боль в душе человека на долгие годы. До судебных разбирательств дело доводят относительно нечасто. Хотя специалистами установлено, что там, где насильник был осуждён, жертвам удаётся лучше восстановиться после полученной травмы. Ощущение большей защищённости даёт им возможность быть уверенными, вернуть самоуважение и чувство собственного достоинства.
Решение проблемы насилия в семье
Насилие в семье происходит не потому, что в этом виновата жертва, которая позволила издевательства над собой, а потому, что у тирана есть психотравмирующий опыт, наследственная предрасположенность или психические заболевания, ставшие причиной его жестокого поведения.
Первое, что нужно сделать, обратиться к психологу или психиатру. Возможно, ваш мужчина болен и нуждается в лечении. Не осознавая своей проблемы, тиран не способен обратиться за помощью.
Не оставайся один на один со своей бедой. Интернет-ресурсы помогут тебе найти группу поддержки, состоящую из тех, кто испытывал подобное. Поинтересуйся, какой выход нашли другие люди из этой ситуации.
Если решилась уйти, ни за что не возвращайся. Насильник относится к жертве как к своей собственности и готов пообещать всё, что угодно, лишь бы удержать её. Твоё возвращение может закончиться для тебя довольно трагично. Ты обязательно будешь подвергнута наказанию. Согласно статистике, его следствием могут быть не только тяжёлые травмы, но и летальный исход.
Не молчи о проблеме, существующей в твоей семье. Обратись к юристу, в правоохранительные органы. Физическое насилие пресекается законом, за него несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность. Также могут помочь специализированные организации – кризисные центры, учреждения медико-социального восстановления, социальные службы.
Проблемы приёмных семей
Прежде чем взять в семью приёмного ребёнка, надо подумать о путях решения проблем, которые могут возникнуть с его приходом. Брошенные дети в подавляющем большинстве имеют психотравмирующий опыт, который в недостаточной степени осознаётся приёмными родителями.
При всём своём желании приёмный ребёнок не может принять на себя роль биологического. Это может привести к конфликту между родителями, кровными и приёмными детьми, что вызывает кризис, которому на начальной стадии совместного проживания будут подвержены все члены замещающей семьи.
Психологические проблемы приёмного родителя, например, такие как контролирующий стиль поведения, гиперопека, неприятие ошибок ребёнка ведут к отсутствию эмоционального контакта с ним.
Для приёмного, как и для биологического ребёнка, должны быть чётко установлены границы дозволенного. Их отсутствие провоцирует у ребёнка неадекватно растущие потребности, неумение брать в расчёт желания близких людей.
Проблемы, возникающие в приёмных семьях, обусловлены поведенческими реакциями ребёнка.
- Несмотря на то, что ребёнок искренне радуется обретению семьи, трудности адаптации, с которыми он сталкивается, могут вызвать его агрессию. Он будет сбрасывать её в виде негативных эмоций на всех окружающих, в том числе и на своих приёмных родителей.
- Дети с травмированной психикой зачастую гипреактивны: неусидчивы, слишком подвижны, им трудно сконцентрировать внимание на долгое время. Школьные уроки, где нужно сидеть полдня на одном месте, для них пытка. Такое поведение сложно контролировать, но всё же оно поддаётся коррекции.
- Брошенные дети нередко бывают инертными и небережливыми. В детском доме у них не было личной собственности. Им трудно понять, что такое «моё», ведь до этого они знали только «наше». Они не умеют ценить то, что у них есть, не готовы к проявлению инициативы, ведь раньше все вопросы за них решали взрослые.
- Зачастую у них слабое интеллектуальное развитие, и они отстают от возрастной нормы, что не всегда имеет под собой органическую основу. В большинстве случаев это результат социально-педагогической запущенности.
Адаптация детей в замещающей семье, как хрупкий осенний лёд, который может пострадать от одного неверного шага. Лишь терпение приёмных родителей способно помочь им преодолеть эту жизненно важную для них высоту.
Спектр проблем, которые могут возникнуть в семье, достаточно широк. Но некоторых из них можно избежать, если провести предварительную диагностику. Принимая то или иное решение, не следует спешить. Хорошенько подумай, осмотрись, постарайся взвесить все «за» и «против». Помни, что человек, руководствующийся чувствами и эмоциями и редко включающий разум, сам создаёт себе проблемы.
Социальные проблемы современного семейного воспитания
Воспитание
Будущее любого общества зависит от подрастающего поколения. Именно дети будут определять то, что будет в нем цениться и порицаться, какие традиции будут сохранены, а какие забудутся. Именно поэтому современные проблемы семейного воспитания ребенка касаются не только его родителей, но всего социума в целом.
Современные родители имеют широкие возможности для всестороннего и грамотного развития ребенка с любыми интересами и потребностями. Они могут определить его в любую студию или кружок, нанять специалиста, готового поставить ребенку речь, решить проблемы его развития, прогнать страх, стать более дружелюбным и общительным… Список услуг, предоставляемых детям, можно продолжать бесконечно. Но при всем при этом несомненно важную, ключевую роль в процессе воспитания во все времена играло родительское воспитание.
Лишенный поддержки и заботы со стороны самых близких людей, ребенок, даже будучи окруженным множеством высококлассных специалистов, не сможет принять и по-настоящему глубоко усвоить правила воспитания.
Принципы семейного воспитания
Каковы особенности семейного воспитания, учет которых обязателен для любой семьи, заинтересованной в воспитании достойного человека?
Первое и, пожалуй, главное условие успешного семейного воспитания – абсолютная и безусловная любовь к ребенку.
Родительскому дому суждено стать в жизни ребенка той территорией, где он не только будет чувствовать себя защищенным и в безопасности, но рассчитывать на понимание и заботу, что бы не случилось. Причем, очень важно чтобы ребенок понимал, что его любят вне зависимости от его успехов и личных достижений. И принимают таким, каков он есть на самом деле.
Несмотря на то, что на первый взгляд это условие воспитания может показаться наивным и очевидным, оно несет в себе важный смыл. Ребенок, понимающий, что мера родительской любви зависит от того, насколько хорошо он учится, радует близких спортивными и другими достижениями, растет неуверенным в себе, тревожным.
В том случае, если привлечь к себе внимание хорошими поступками не удается, ребенок выбирает принципиально иную стратегию. И начинает упрямиться, хулиганить, демонстрируя беспричинный на первый взгляд негативизм. Родители чаще всего не понимают причины подобного поведения ребенка, списывая все на недостаток воспитанности и чаще всего «нагружают» его еще сильнее, отдаляя тем самым от себя и провоцируя на еще более неадекватные поведенческие реакции. Получается замкнутый круг.
Понимание и принятие чувств и эмоций, которые испытывает ребенок, готовность продемонстрировать самое живое и непосредственное участие в жизни ребенка – вот, что должно стать основой семейного воспитания.
Вопреки распространенному заблуждению, безусловная любовь, не способна испортить ребенка и разбаловать его. Позволяя ребенку чувствовать себя защищенным и уверенным в себе, она открывает ему множество путей для саморазвития.
Конечно же, безусловную любовь нельзя путать с потаканием малейшим капризам ребенка. Грань, отделяющая дозволенное от запретного в семье должна быть одновременно четкой для полноценного формирования в сознании ребенка представление о запретном и дозволенном, и достаточно гибкой чтобы приспосабливаться под меняющиеся потребности ребенка. Но, большинство родителей, доверяя интуиции и зная своего ребенка, как правило, сами способны понять, какая именно мера свободы нужна ему на том или ином этапе. И именно любящие родители как никто другой знают, как важно подготовить ребенка к разумной самодисциплине, саморазвитию, работе над собой.
Усвоение ребенком представлений об окружающей среде, формирование картины мира – вот еще одна, не менее важная задача семейного воспитания.
Он в ненавязчивой форме узнает о правилах, действующих в том обществе, в котором он живет. И со временем начинает понимать, как лучше вести себя в той или иной ситуации, а как поступать не следует. Семейное воспитание учит ребенка самым простым навыкам взаимодействия с людьми, которые его окружают. Позже он будет переносить свои привычки и использовать полученные навыки, играя со сверстниками, а после – общаясь с соседями, учителями и т.д.
Рассуждая о роли семьи в развитии навыков общения, нельзя не отметить, что помимо всего прочего она позволяет ребенку взаимодействовать с представителями разных возрастных категорий.
Со временем он начинает понимать, что с представителями старшего поколения нужно общаться совсем не так, как с ровесниками. И что существуют отдельные правила этикета, регулирующие взаимодействие с мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т.д. Семья становится «уменьшенной копией» общества, в котором он будет жить.
Семьи группы риска и их особенности
Рассматривая современные проблемы семейного воспитания, нельзя обойти вниманием проблему неблагополучных семей и семей группы риска. Безусловно, каждая семья заинтересована в том, чтобы ребенок, воспитывающийся в ней, был окружен заботой, вниманием и ни в чем не нуждался. Однако ряд экономических, демографических, медико-санитарных и других факторов приводит к тому, что семья оказывается в затруднительном положении и оказывается не в силах обеспечить ребенку полноценное воспитание и развитие. Такие семьи «группы риска» нуждаются в дополнительной помощи. А зачастую, из-за углубления проблем, не в силах исполнять родительские обязанности должным образом.
Чем грозит рост действия неблагоприятных факторов?
Прежде всего отметим пугающие тенденции: неблагополучие грозит росту числа безнадзорных и беспризорных детей, семей, не имеющих постоянного места жительства, а также малоимущих семей и т.д.
Пугающая статистика, показывающая постоянный рост количества случаев лишения и ограничения родительских прав, постановки семей на учет свидетельствует о том, что проблема семейного неблагополучия требует незамедлительного решения.
Рассмотрим основные типы неблагополучных семей, которые встречаются в настоящее время
Неполные семьи
Неполными признаются те семьи, где ребенок проживает совместно с одним из родителей. Проблемами таких семей чаще всего становятся:
Социально-экономические проблемы. К ним относятся ограниченные доходы, низкая материальная обеспеченность. Чаще всего присущи таким детям, поскольку они имеют в большинстве случаев ограниченный источник доходов. Кроме того, вынужденная совмещать работу с уходом за детьми, женщина, оставшаяся единственным опекуном, чаще всего не может устроиться на полную рабочую ставку, что препятствует получению полноценной заработной платы. А детские пособия, алименты, а также другие социальные выплаты чаще всего не могут покрыть и части расходов на детей.
Поведенческие проблемы. Отсутствие одного из родителей чаще всего в негативную сторону меняет стиль семейного воспитания. Например, стараясь максимально оградить ребенка от стресса, связанного с переживанием развода, а также перемен, коснувшихся образа жизни семьи, многие мамы начинают излишне опекать детей, лишая их самостоятельности. А некоторые впадают в другую крайность, лишая детей родительской заботы и внимания, загружая себя работой. Еще одним примером нездоровых отношений в системе «ребенок-родитель» может стать стремление матери проявлять излишнюю строгость, желая тем самым «компенсировать» ему отсутствие отца. Во всех этих случаях атмосфера в семье, где воспитывается ребенок, становится крайне нездоровой.
Зачастую после развода, мама не может справиться с негативными эмоциями, связанными с бывшим супругом. И начинает вымещать свою злобу на своем ребенке.
Закономерным итогом сформировавшихся негативных стилей семейного воспитания, становится разрыв дето-родительских отношений, тенденции к взаимному недоверию, нарушение коммуникативных связей и множество проблем, с которыми ребенок столкнется в будущем.
Психологические проблемы. К ним относятся, в первую очередь, переживания, связанные с отсутствием моральной поддержки со стороны одного из родителей. В семьях, где ребенок пережил развод родителей, у него формируется множество комплексов – это и переживание разлуки с одним из родителей, и обвинение себя в том, что произошло. Кроме того, отсутствие одного из родителей может крайне негативно отразиться на самооценке ребенка.
Отдельной проблемой семейного воспитания в неполных семьях является усвоение ребенком моделей полоролевого поведения. Как известно, гендерные модели, то есть модели поведения, характерные представителям того или иного пола, ребенок усваивает, прежде всего, глядя на родителей. Воспитываясь в семье, ребенок начинает постепенно отмечать сначала очевидные внешние, затем поведенческие различия между мужчинами и женщинами, а также соотносить себя с одной из этих моделей. Неполная семья существенно ограничивает ребенка в этой возможности. И если, например, мальчик растет без отца, в будущем ему будет сложнее демонстрировать формы мужского поведения во многих ситуациях.
Многие родители стремятся решить эту проблему, заключая повторные браки. Тем не менее, налаживание отношений с новым членом семьи также требует немалых усилий со стороны близких ребенка.
Расширенная неполная семья представляет собой отдельную категорию неполных семей. Если в обычной неполной семье ребенок воспитывается мамой или, реже, папой, то в расширенной в качестве опекунов выступают бабушки и дедушки. В такой семье, помимо социально-экономических, возникает целый ряд специфических трудностей. Бабушки и дедушки из-за большой разницы в возрасте с детьми, часто испытывают трудности в построении конструктивных отношений с ними, им тяжело заслужить их авторитет. Дети таких опекунов чаще других демонстрируют формы делинквентного и девиантного поведения.
Многодетные семьи. Несмотря на то, что еще в начале двадцатого века наличие в семье восьми и более детей считалось практически нормой, сегодня ситуация в корне изменилась. И несмотря на то, что воспитание в многодетной семье во многом облегчает социализацию ребенка, развивая в нем навыки общения и взаимодействия со сверстниками, а также воспитывает в нем ответственность, они все же относятся к семьям группы риска.
Многодетные семьи могут быть запланированными и незапланированными. Также, в зависимости от некоторых особенностей, их подразделяют на следующие категории:
- Семьи, многодетность которых связана с культурно-обусловленными факторами (например, в случаях когда религия, которую исповедуют родители категорически запрещает аборты, или традиции, а также личные убеждения членов семьи поощряют многодетность.) Такие родители могут испытывать немало трудностей, связанных с воспитанием и обеспечением детей, тем не менее, дети в них всегда желанны, запланированы и у родителей есть стремление рожать их и воспитывать в дальнейшем.
- Многодетные семьи, обусловленные созданием повторных браков. Зачастую мужчина и женщина, заключающие соглашение жить вместе, уже имеют собственных детей, рожденных в предыдущих браках. В большинстве случаях такое решение принимается ответственно с пониманием того, на что идут потенциальные супруги. Но чаще всего они вполне благополучны за исключением тех случаях, когда родителям не удалось наладить отношения между родственниками.
- Многодетные семьи, обусловленные низким социокультурным уровнем родителей. Это – самая сложная категория многодетных семей, поскольку родители в силу сниженного культурного развития, вредных привычек, асоциального образа жизни не осознают ту меру ответственности, которая возлагается на них в связи с родительством. И ребенок, рожденный в такой семье, чаще всего не имеет необходимых условий для полноценного развития. И поэтому нуждается в серьезных реабилитационных мерах.
Проблемы детей, воспитываемых в многодетных семьях, как правило, схожи:
- Из-за недостатка родительского внимания у детей чаще всего формируется неадекватно низкая самооценка.
- Из-за того, что в многодетных семьях часть заботы о младших ложится на старших, социальный возраст первых повышается, последних – становится заметно ниже.
- Чем меньше интервал между рождением детей, тем сильнее будет их конкуренция за родительские ресурсы.
- Тенденции к негативному восприятию социальных институтов (в частности семьи).
Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день существенно затруднена. Инвалид нуждается в постоянном уходе, его доходы значительно ограничены, а адаптационные возможности снижены. Все это сказывается не только на материальном положении семьи, где есть человек с ограниченными возможностями здоровья, но и на ее психологическом климате.
Семья, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чаще всего вынуждена решать следующие проблемы:
- Социально-экономические проблемы. Для ухода за ребенком-инвалидом, один из родителей часто вынужден оставить место работы, либо нанять человека, берущего на себя часть этих обязательств. И то и другое негативно сказывается на семейном бюджете. Кроме того, для полноценного роста и развития такого ребенка зачастую нужны дорогостоящие препараты и специальное оборудование. Льготы и социальные пособия в большинстве случаев способны решить эту проблему только частично.
- Психологические проблемы. Несмотря на то, что внутрисемейный климат таких семей может быть вполне благоприятен и благополучен, риск развода в них значительно выше. В результате этого ребенок лишается значительной части поддержки и помощи.
- При наличии у ребенка комплексных или сложных нарушений, отсутствие профессиональной помощи со стороны специалистов зачастую приводит к тому, что у ребенка начинает отмечаться серьезное отставание в интеллектуальном развитие. отсутствие или ограничение во взаимодействии ребёнка с окружающими замедляет его социальное развитие, провоцируя психологическую незрелость.
Семьи, в которых присутствует жестокое обращение. Жестокое обращение в семье может затрагивать как самих детей, так и членов их семьи. В отношении ребенка может устанавливаться:
- Экономическое насилие. Лишение ребенка материальных благ, сознательный отказ от обеспечения ребенка должным уровнем обеспечения одеждой, пищей и т.д.
- Сексуальное насилие. Насильственное принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию, а также развратные действия сексуального характера в его отношении.
- Физическое насилие. Побои, нанесение ребенку телесных повреждений, ухудшающих его состояние здоровья.
- Психологическое насилие. Лишение ребенка должной среды для полноценного развития и воспитание. Лишение ребенка полноценного контакта со взрослым.
Какой бы характер не носило жесткое обращение с ребенком, его систематическое использование в корне ломает личность ребенка, делая его неуверенным в себе, боязливым, а в других случаях – излишне агрессивным и конфликтным.
Жестокое обращение в семье также может распространяться и на других ее членов (например, жестокость отца в отношении матери, жестокость родителей в отношении бабушек и дедушек).
Несмотря на то, что такая форма жестокости не затрагивает ребенка напрямую, она не может не отразиться на его морально-психологическом благополучии.
Кроме того, ребенок, в присутствии которого происходят семейные конфликты, рискует в будущем включится в одну из моделей поведения:
- Самому стать объектом насилия. В семьях, где практикуется жестокое обращение, жестокость со временем начинает восприниматься как норма. И создавая семью в будущем, ребенок будет сам того не понимая воплощать в жизнь модели поведения, практикуемые в его родительской семье.
- Стать субъектом насилия, копируя действия агрессивной стороны, осуществляющей насилия.
В любом из вышеперечисленных случаев коррекция жестокого обращения невозможна без учета не только наиболее очевидных и явных, но и скрытых форм риска.
Несмотря на то, что мы привели пример семей с наиболее явным и выраженным неблагополучием, трудности воспитания не минуют и полные, малодетные семьи.
Многие обстоятельства – к примеру, временная отсутствие рабочего места одного и обоих родителей, задержки заработной платы, болезнь одного из членов семьи – все это может привести к тому, что еще вчера благополучная семья сегодня будет нуждаться в помощи. Дальнейшая судьба этой семьи во многом будет зависеть от того, насколько своевременной и качественной будет адресованная им помощь. Таким образом она может либо справиться с трудностями, либо перейти в разряд неблагополучных.
Кроме того, специалистами выделяется отдельная категория семей со скрытым неблагополучием:
- Семьи с высоким уровнем дохода.
- Семьи, один или несколько членов которой являются известными, медийными лицами.
- Семьи с излишне жесткими, либо напротив, размытыми семейными границами.
- Семьи с созависимыми членами.
- Недоверчивые семьи.
- Семьи, ориентированные на безусловный успех ребенка.
Отличительной чертой семей со скрытым неблагополучием является то, что хотя их трудности не настолько бросаются в глаза и не так очевидны, они оказывают не менее негативное воздействие на развитие ребёнка, который в ней воспитывается.
Это в существенной степени затрудняет признание семьей наличие факта неблагополучия и, как следствие – работу с ней.
Пути коррекции социальных проблем семейного воспитания
Трудности, с которыми в настоящее время сталкиваются социальные службы для решения проблем семейного неблагополучия, безусловно масштабны. И решить их в максимально сжатые сроки практически невозможно. Но, несмотря на это принимать меры для решения задач такого типа можно и нужно.
Среди возможных путей коррекции:
- Развитие сферы профилактики и ранней диагностики жестокого обращения с детьми и других форм семейного неблагополучия
- Расширение сети Телефонов доверия, повышение психологической культуры населения.
- Расширение сетей социально-реабилитационных центров, а также центров помощи и поддержки неблагополучным семьям и семьям группы риска
- Организация курсов приемных и патронатных семей, где кандидаты на усыновление или опекунство могли бы приобрести необходимые навыки для взаимодействия с приемным ребенком
- Система мероприятий по профилактике социального сиротства, беспризорности и безнадзорности
Работа с семьями группы риска, безусловно, требует комплексного подхода, учитывающего все обстоятельства, в которой она находится. Но какой бы сложной не казалась ситуация, в которой оказался ребенок, правильно построенная стратегия взаимодействия и вера в его лучшие качества позволит ему вернуть радость жизни. И возможность смотреть с улыбкой в будущее, где не найдется места насилию и жестокости.
Источник https://psy.su/feed/10230/
Источник https://lovetrue.ru/sovety/problemy-semi-v-sovremennom-obschestve.html
Источник https://detki.guru/vospitanie/sotsialnye-problemy-semejnogo-vospitaniya.html