Работа с родителями детей с ОВЗ
Работа с семьями, имеющими детей с ОВЗ, ведется специалистами сопровождения. Наиважнейшая роль в ней отводится учителю. Именно сотрудничество учителя и родителей обеспечивает успехи детей в учебе и общении, их стремление к достойной активной жизни.
Уровни реагирования родителей детей с ОВЗ
Работая в системе инклюзии, учитель сталкивается с тремя уровнями реагирования родителей на своего ребенка с ОВЗ и участвует в коррекции и профилактике двух первых уровней.
1. Психологический. Родители испытывают сильнейший стресс, деформирующий психику и меняющий семейные стереотипы.
2. Социальный. Семья ограничивает общение с близкими, с внешним миром. Возможна деформация отношений между родителями и распад семьи. Часто нет веры в результат помощи специалистов сопровождения.
3. Соматический. Переживания родителей превышают уровень допустимых психологических нагрузок и ведут к соматическим, вегетативным и астеническим расстройствам.
Влияние родительских страхов на поведение детей
Учитель выстравивает партнерство, учитывая страхи родителей, сформированные ими стереотипы семейного поведения и особенности личности ребенка.
Страх обострения или рецедива болезни, ведущих к сниженной жизненестойкости ребенка.
Страх невозможности интеграции ребенка в социум.
Страх перед обучением ребенка в обычной школе из-за отсутствия четкого представления об инклюзии.
Страх вынести за пределы семьи свою проблему.
Страх перед сознанием кажущейся собственной неполноценности и беспосощности.
Стратегии поведения
1. Гиперопека: сверх-заботливое отношение, неадекватные представления о возможностях ребенка, сильная регламентация образа жизни семьи. Детей отличает психологическая незрелость, инфатилизм, отсутствие навыка ставить цели и их достигать, манипуляционное поведение.
2. Гипопротекция (холодное общение): сниженные эмоциональные контакты родителей с ребенком, вплоть до его эмоционального отвержения в целях компенсации собственного психологического дискомфорта. Дети отличаются робостью, боязливостью, самоотвержением, отсутствием интересов.
3. Репрессивное поведение: родительский авторитаризм, пессимистический взгляд на будущее ребенка, ограничение его прав, жесткие предписания и наказания за их невыполнение. У ребенка развивается комплекс неполноценности, страхи, чувство вины.
4. Сотрудничество: конструктивные, гибкие отношениями родителей и ребенка, их постоянная совместная деятельность, вера родителей в успех ребенка и его сильные стороны. Дети с ограниченными возможностьями здоровья в таких семьях обладают самостоятельностью с учетом специфики болезни, познавательной и творческой активностью, самопринятием.
В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.
Индивидуальные методы работы учителя с родителями
Нейтрализовать страхи родителей, создать у них убеждение о возможных высоких результатах ребенка в учебе помогут следующие методы.
- Изложение родителям при первом знакомстве основных принципов подхода учителя к их ребенку:
1. Принятие ребенка с ОВЗ, как и всех остальных детей
2. Включение его в одинаковые с другими детьми виды деятельности, но с разными задачами.
3. Вовлечение ребенка в коллективные формы обучения и групповое решение задач.
4. Участие ребенка во внеклассной деятельности: в конкурсах, разработках творческих и научных проектов, смотрах знаний, совместных играх.
Сближению с родителями поможет вопрос: «Учитывая, что ваш ребенок делает сейчас, чему бы вы хотели обучить его в первую очередь?»
- Анкетирование родителей и посещение семьи. Цель – узнать микроклимат семьи и ее готовность к совместной со школой работе.
- Совместная разработка режима ребенка, учебного плана, общих единых требований учителя и родителей
1. Общие требования в учебной и трудовой деятельности ребенка.
2. Общая сбалансированная система требований и поощрений.
3. Единая стратегия поведения с ребенком для нейтрализации манипулятивного поведения.
4. Единая стратегия по формированию у ребенка волевых качеств и чувства ответственности.
5. Совместные действия по укреплению уверенности ребенка в своих силах и возможностях.
6. Совместная работа по преодолению ребенком неполноценности и страхов.
7. Акцентирование внимания в школе и дома исключительно на способностях и возможностях ребенка.
Периодические визиты в семью с целью больше узнать об интересах, умениях и навыках ребенка, знакомить родителей с его успехами, помочь организовать выполнение домашних заданий и соблюдение режима.
Проведение в школе консультаций по возникающим у родителей вопросам.
Проведение совместных индивидуальных уроков по системе ученик-педагог- родитель.
Проведение открытых уроков для родителей с видеосъемкой и их детальный разбор.
Последние два метода включают родителей в процесс обучения, помогают адекватно оценивать возможности, способности ребенка и вместе с учителем определять наилучшие для него пути получения знаний.
Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если. » и «Что делать, если. 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.
Принципы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ
Задача учителя – создать систему, где он сам и весь родительский коллектив класса взаимодействует на принципах корректности, тактичности, милосердия, сенситивности. Этому помогут следующие формы работы:
Привлечение родителей «особых детей» к внеклассным и внешкольным мероприятиям. Например, конкурс «Сказочный спектакль». Класс делится на команды во главе с родителями и готовит свои спектакли. Команду ребенка с ОВЗ возглавляет его родитель.
Приглашение родителей как помощников учителя во время классных экскурсий.
Введение родителей в состав родительского комитета
Направление детей с ОВЗ на олимпиады и конкурсы, где предполагается семейное участие.
Проведение тематических классных родительских собрания и семинаров.
Например, цикл собраний на тему «Милосердие». На первом собрании поручите родителям ребенка с ОВЗ сделать доклад по истории развития милосердия в России с древнейших времен. На втором – родителям здоровых детей доклады о милосердии в христианстве, исламе, буддизме.
Проведите семинар «Сенситивность». На нем объясните, насколько важно уметь чувствовать, понимать состояния, свойства, качества и отношения людей и социальных групп и прогнозировать их поведение. Приведите слова Р. Ассаджиоли, мирового специалиста в этой области о том, что сталкиваясь с неудобными, сложными, проблемными людьми, мы развиваем в себе полезные качества. Затем предложите всем вместе проделать простые упражнения на сенситивность. Одно из них «Цвет настроения».
Цель – развитие способностей осознавать и обозначать свое состояние и прогнозировать состояние других.
1. Учитель говорит: «Пусть каждый из нас подумает и скажет, какого он цвета. Речь идет о цвете вашего настроения и состояния»
2. Учитель просит нескольких человек по желанию рассказать о цвете их состояния, как он менялся на протяжении дня и почему выбран именно этот цвет.
3. Учитель говорит: «Каждый сейчас подумает, какого он цвета, ничего не говоря»
4. Учитель предлагает всем посмотреть на соседа слева, определить его цвет и по очереди назвать.
5. Учитель просит каждому назвать свой выбранный цвет.
В результате обретается навык сенситивности и расширяются возможности всех сесорных систем восприятия.
Общий результат такой работы учителя — отказ родителей детей с ОВЗ от самоизоляции, налаживание новых здоровых контактов. Люди обретают уверенность в своих действиях, возвращаются к нормальной коммуникации и взаимодействию с окружающими миром, получают и реализуют навыки совместной результативной деятельности по обучению и воспитанию их «особого ребенка».
ОБ АВТОРАХ Адель Фабер & Элейн Мазлиш
• Эксперты № 1 по общению с детьми на протяжении 40 лет
• Педагоги-психологи и многодетные матери
• Авторы бестселлеров, проданных общим тиражом более 13 000 000 экземпляров
ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ
Я была прекрасной матерью, до того как у меня родились дети. Я отлично знала, почему у всех людей возникают проблемы с их детьми. А потом у меня появилось трое собственных. Жизнь с детьми может быть очень непростой. Каждое утро я говорила себе: «Сегодня все будет по-другому», и все равно оно повторяло предыдущее. «Ты положила ей больше, чем мне. », «Это розовая чашка. Я хочу голубую чашку», «Это овсянка выглядит как блевотина», «Он ударил меня», «Я вообще не прикасался к нему!», «Я не пойду в свою комнату. Ты мне не начальник!» В конце концов они меня достали. И хотя мне даже в страшных снах не снилось, что я могу на такое пойти, я присоединилась к родительской группе, которую вел молодой психолог доктор Хаим Гинотт…
Проблемы семей имеющих ребенка с ограниченными возможностями
Проблемы воспитания детей родителями-инвалидами. Что нужно знать о семьях в которых папа или мама с ограниченными возможностями?
Многие семьи постоянно сталкиваются с рядом различных проблем, потому как далеко не всегда складываются благоприятные условия для полноценного функционирования семьи. Именно поэтому необходима защита различных категорий населения, вне зависимости от их пола, возраста и социального положения. Особой проблемой является то, когда родители воспитывают детей при различных физических или умственных недостатках.
Люди с ограниченными возможностями. Что мы о них знаем? Это та категория населения, которая нуждается в особой защите со стороны государства, а также различных социальных структур. К сожалению, бывают такие ситуации, когда ребенок воспитывается в семье инвалидов, а это имеет свою специфику и требует постоянной работы специалистов. Дети могут быть полноценными особами без каких-либо физических или умственных проблем, но это значит, что полноценного воспитания они все равно не получают. Если родители ребенка ограничены физически, то в таком случае будут отсутствовать различные активные игры всей семьей, поездки за город и мероприятия с веселыми занятиями, которые отлично влияют на атмосферу в семье и ее единство.
Если у детей родители с проблемами зрения, то старшим членам семьи очень тяжело будет научить малышей читать и писать, но нет неразрешимых проблем, ведь можно нанять репетитора, что отлично разбирается в письме, литературе, а также поможет научиться считать. Но такая ситуация подходит в том случае, если у семьи есть деньги на такого педагога, поэтому власть должна помнить о таких семьях и помогать им в сложных жизненных ситуациях. Много времени можно потратить на воспитание детей, имея отклонения в физиологии или деятельности центральной нервной системы, но намного проще и эффективнее будет работа опытных педагогов.
Дети из таких семей нуждаются в работе психолога, ведь очень часто общество ведет себя очень неадекватно по отношению к тем, кто отличается от массы, а если одноклассники увидят таких родителей, то сложно будет избежать психологической травмы ребенка. Семьи людей с ограниченными возможностями могут функционировать и развиваться полноценно, но эта категория семей как раз и называется — семьи, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. Это означает, что сами они решить свои проблемы не могут.
Дети очень быстро в таких семьях взрослеют, ведь очень рано приходится осознавать, что твоя помощь нужна родителям, а игры могут временно подождать. Но есть огромный плюс в развитии детей из семьи, где воспитание проводится родителями-инвалидами, потому как такие дети очень умные, самостоятельные очень хорошо приспособлены к жизни.
Что должны помнить окружающие о семьях инвалидов?
1. Родители-инвалиды и их дети точно такие же, как и другие представители общества, поэтому стоит научиться воспринимать их адекватно.
2. Если вы имеете возможность, то всегда откликнетесь на просьбу этой категории населения. Возможно, вы сможете помочь детскими игрушками, организацией праздника для таких семей или же просто имеете знания, которыми хотите поделиться. Но, ни в коем случае, не проявляйте жалость к родителям-инвалидам и их детям, ведь это будет акцентом на их социальном статусе.
3. Если имеете свободное время, то обязательно задумайтесь о волонтерстве. Сегодня есть масса общественных организаций, которые богаты идеей, но не имеют достаточного финансирования. Такие организации часто помогают детям инвалидов адаптироваться в обществе. Не будьте равнодушными к проблемам окружающих.
4. Бывают также и родители-инвалиды, которые лишены родительских прав. Если вы имеете возможность, подарите такому ребенку счастливую семью. Во многих странах усыновление стало нормальным явлением, ведь, как гласят лозунги социальных реклам — «Не бывает чужих детей».
Что нужно помнить родителям-инвалидам?
1. Ваш ребенок ничем не отличается от других детей. Старайтесь максимально грамотно донести эту мысль вашему ребенку. Общайтесь по интернету или по телефону с родителями одноклассников ребенка, чтоб всегда быть в курсе того, как он ведет себя с другими детьми.
2. Если вы не имеете достаточно возможности для общего досуга с ребенком, то обратитесь за помощью к властям или в общественную организацию. Вы имеете полное право на помощь учителей по основным дисциплинам, социальных педагогов, психологов и медиков.
3. Всегда поощряйте успехи своего ребенка. Так он поймет, что имеет такие же права как и его одноклассники и друзья и у него будет повод собой гордиться.
4. Научите ребенка уважать вас. Он должен понимать, что вы, имея определенные физические ограничения, умеете быть интересным. Найдите хобби по душе, возьмите работу на дом или вступите в общество инвалидов, которые едины в своих взглядах и стремлениях.
5. Максимально уделяйте внимание вашему ребенку. Очень часто дети инвалидов страдают от недостатка внимания и чувствуют себя ущемленными. Ребенок любит вас вне зависимости от ваших физических особенностей, поэтому не отталкивайте от себя малыша, любите его и согревайте родительским теплом.
Если говорить более конкретно, то семьи, где воспитывают детей родители-инвалиды, могут функционировать отлично, но важна помощь со стороны власти, социальных служб, общественных организаций и т.п. К сожалению, во многих странах сегодня очень печальная ситуация с финансированием семей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Именно поэтому родителям-инвалидам необходимо создать коалицию для защиты свои прав и прав их детей.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
«Сможешь — выплывешь»: как выживают семьи с детьми-инвалидами
В России, по данным Росстата, проживает более полумиллиона детей-инвалидов, которых государство обязано обеспечить медпомощью, образованием и психологической поддержкой. В реальности недостаточное финансирование социальных центров и отсутствие системы сопровождения приводит к тому, что семьи с особенными детьми вынуждены ежедневно бороться за нормальную жизнь.
«Сможешь — выплывешь, нет – потонешь»
«В принципе все хорошо, если иметь очень крепкие нервы», — с улыбкой говорит Анна Жабина. Дома ее ждет сын Тимур. Ему 20 лет, но он ни разу не оставался дома один больше чем на час. В четыре года Тимуру диагностировали генетическое заболевание — синдром Смита-Магениса — и тяжелое воспалительное заболевание желудочно-кишечного тракта — болезнь Крона. Анна рассказывает, что после постановки диагноза ее семья осталась предоставлена сама себе.
«Проблема в том, что у нас в стране нет никакого сопровождения семей с тяжелобольными детьми. Я имею в виду именно информационную и психологическую поддержку», — говорит собеседница «Газеты.Ru». — Я понимаю, что тяжело организовать большие выплаты всем семьям с инвалидами. Тем более, что есть и неблагополучные семьи, которые эти деньги потратят не на ребенка. Поэтому нужна именно адресная помощь: чтобы у каждой семьи был соцработник, который следит за ней, понимает, что именно ей нужно.
Это может быть информация о том, где достать нужное лекарство, или няня, которая может посидеть с ребенком, чтобы мама имела возможность хотя бы на пару часов выйти из дома и отдохнуть».
При такой системе и государство смогло бы получить обратную связь от инвалидов, чтобы понимать, что происходит в семьях с особенными детьми.
Анна больше 15 лет читает о воспитании детей с синдромом Смита-Магениса, но несмотря на это признает, что воспитание особенного сына приходится строить лишь на личном опыте — одно генетическое заболевание у всех детей проявляется по-разному.
В подростковом возрасте у Тимура появился сколиоз, который за два года развился до четвертой степени, когда угол искривления позвоночника составляет больше 50°. Родители заметили начавшиеся изменения случайно — отец Тимура увидел, что сын стал стоять по-другому. Мама ребенка сама узнала, какой именно корсет нужен ее сыну, ортопед его не советовал.
«Если мама или папа ищут информацию, то они найдут. Получается, что вам поставили диагноз, а дальше ты с ребенком должен сам справляться. Сможешь — выплывешь, а нет – потонешь, — говорит Анна. — Конечно, есть разные союзы инвалидов, но ты должен сам туда прийти и заявить о себе. Понимаете, когда твоему ребенку ставят тяжелый диагноз, все, чего ты хочешь — спрятаться ото всех, потому что кажется, что жизнь кончена».
Настоящим спасением для Анны стали ее подруги — тоже мамы тяжелобольных детей. Девять женщин познакомились, пока ждали своих детей с занятий в государственном «Центре инклюзивного образования». Кстати, про этот центр Анна тоже узнала совершенно случайно — от преподавательницы в частной школе, где занятие с логопедом для Тимура обходилось в 1,5 тыс. руб.
«Я тогда была в ужасном состоянии, периодически рыдала и не понимала, почему это произошло именно со мной: первая беременность и вот так случайно мутировали гены у моего ребенка.
Мы пришли в школу, и я вдруг увидела, что мой сын бегает и говорит, а рядом с нами находились дети в колясках, некоторые из которых вообще не разговаривали, и их мамы — красивые женщины с идеальным маникюром. И тогда я поняла, что жизнь продолжается», — смеется Анна.
Она редко может выбраться на чашку кофе с подругами, но поддерживает связь в соцсетях. Там мамы обсуждают изменения в законодательстве, советуют друг другу врачей и центры реабилитации.
Борьба за образование
Даже в столице невелик выбор школ и центров, где дети-инвалиды могут получить образование. На сайте Департамента труда и соцзащиты Москвы список бесплатных реабилитационно-образовательных учреждений состоит из восьми школ, в которых, по данным правительства Москвы, в 2018/19 учебном году обучались порядка 2080 детей-инвалидов — в среднем по 260 учеников на каждую школу. Также в городе существует 10 учреждений, где инвалиды могут пройти реабилитацию, два из них оказывают помощь на дому.
Семье Тимура повезло — совершенно случайно в районе, где они жили, оказалась государственная школа для детей-инвалидов. Сейчас Тимур посещает мастерские при технологическом колледже №21, где учится на садовода. Каждый день вместе с мамой он тратит по полтора часа на дорогу в один конец.
После того, как Тимур закончит колледж, он не сможет самостоятельно трудиться на обычной работе и получать зарплату. Анна поясняет, что водит сына на занятия, чтобы он получал новые впечатления и знакомился с людьми: «Нельзя все время сидеть в четырех стенах».
Помимо занятий Тимуру по физическим показателям необходима реабилитация. Сейчас его семья ищет место, где он сможет эффективно заниматься физкультурой, чтобы поддерживать тонус мышц — это необходимо при тяжелом сколиозе.
«Мы посещаем государственный центр комплексной реабилитации инвалидов «Бутово», но если честно, реабилитация там оказалась не такой качественной, как нам обещали перед его открытием. Говорили, что работники будут сопровождать каждую семью, будет индивидуальный подход, но на деле этого не оказалось.
Более неприятная ситуация складывается в небольших российских городах — там родители буквально воюют за право своих детей получать образование в спецшколах.
Так, в июне этого года в городе Кунгуре Пермского края разразился конфликт между мамами детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и мэром города. Здание, где находилась местная коррекционная школа, было признано аварийным. Власти города предложили ученикам переехать в школу №12, где они смогли бы учиться во вторую смену.
Глава Кунгура Сергей Гордеев пояснил, что для строительства отдельной коррекционной школы на 320 человек «нужен довольно большой участок земли» — около 2 гектаров. «Поэтому мы не можем игнорировать эти расчеты и завтра же построить школу на любом «пятачке», — писал он в соцсетях.
Тем не менее родители учеников коррекционной школы и школы №12 не согласились с решением о слиянии двух учебных заведений. Например, они обратили внимание, что детям с ОВЗ будет сложно делить спортзал на физкультуре с обычными учениками. Кроме того, младшеклассникам школы № 12 и старшеклассникам коррекционного учреждения придется делить один туалет, что тоже неудобно.
В результате родители детей из обеих школ пришли на городской фестиваль в одинаковых футболках с надписями »#ШколуДляДетейОВЗ» и «#ДаешьЗданиеШколеВцентре». Мэр Кунгура посчитал это «несогласованной акцией» и написал на родителей заявление в прокуратуру — правда, позднее его отозвал.
28 июля родители снова вышли на митинг с требованием выделить отдельное здание для обучения детей с ОВЗ. 1 августа на совещании в горадминистрации было принято решение перевести коррекционную школу в здание, которое сейчас занимает лесотехникум. Реставрация этого здания и получение лицензии на образовательную деятельность займут не меньше года. По предварительным данным, из регионального бюджета потребуется выделить 20 млн руб. Однако предстоящий учебный год дети с ОВЗ проведут вместе с учениками школы №12.
Нет денег и знаний
Президент фонда «Обнаженные сердца», помогающего семьям, воспитывающим детей с особенностями развития, Ася Залогина рассказала, что, согласно законодательству, оказывать таким семьям психологическую, правовую и бытовую помощь обязаны центры социальной защиты.
«Но фактически они не справляются с этим объемом услуг. Это связано в том числе и с неадекватным финансированием», — пояснила она «Газете.Ru».
Качество такого сопровождения семей зависит от региона, при этом особенные трудности, по словам Залогиной, испытывают люди, которым нужна регулярная помощь. Например, люди с диабетом не всегда имеют возможность получить тест-полоски, необходимые для измерения уровня глюкозы. Что касается информационной поддержки, то родителям детей с инвалидностью рекомендуют обращаться в некоммерческие организации, отмечает собеседница. Например, проект «Особое детство» объединяет родителей детей-инвалидов, а также правозащитников и волонтеров, которые могут оказать помощь.
«Важно отметить, что не все проблемы людей с инвалидностью упираются в недостаточное финансирование. Большая проблема России – отсутствие современных знаний об эффективной поддержке людей с различными потребностями», — отметила Залогина.
С декабря прошлого года в нескольких регионах России стартовал пилотный проект по снижению бедности в два раза к 2024 году. Большое внимание в нем уделено семьям, воспитывающим детей-инвалидов и инвалидов 1 группы. На данном этапе регионы уже отправили в Минтруд РФ информацию о причинах бедности семей с детьми-инвалидами и предложения по преодолению этого кризиса. Отметим, что, по данным Росстата, в России на 2019 год проживает около 670 тыс. детей-инвалидов.
Тем временем в июле этого года в Минтруде в рамках проекта предложили увязать ежемесячную выплату родителю, который ухаживает за ребенком-инвалидом, с необходимостью для него посещать курсы по уходу за особенными детьми. В ведомстве считают, что прохождение этих курсов должно быть обязательным.
Как пояснили в министерстве «Газете.Ru», главная задача обучения родителей — получить от них обратную связь и информацию о том, в чем нуждаются семьи с особенными детьми.
«Также деятельность курсов должна быть направлена на понимание физиологических особенностей инвалида I группы с детства, подготовку родителей к возможным проблемам, с которыми они могут столкнуться в повседневной жизни, оказание им эмоциональной помощи и поддержки».
Государство стремится получить информацию о проблемах семей с особенными детьми и оказать им поддержку, однако возникает вопрос, как родитель, который ухаживает за тяжелобольным ребенком, сможет найти время для посещения этих курсов.
Анна Жабина считает, что идея занятий по уходу за детьми сработает, только если они не будут обязательными. «Нельзя всех родителей заставить посещать эти курсы. Смысл именно в индивидуальном подходе к каждой семье», — заявила мама Тимура.
Источник https://rosuchebnik.ru/material/rabota-s-roditelyami-detey-s-ovz/
Источник https://meduniver.com/Medical/Psixology/vospitanie_detei_roditeliami_invalidami.html
Источник https://www.gazeta.ru/social/2019/08/03/12554383.shtml