Организация партнерских отношений с родителями воспитанников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Семья и детский сад — два общественных института, «два воспитательных феномена», которые помогают приобрести ребенку социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир, стоят у истоков нашего будущего. А наше будущее — это дети!
Именно ребенок является основой для сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Рассказывая о ребенке, о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день — воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией о ребенке, которой нет и может не быть у самих мам и пап по той простой причине, что их нет рядом.
Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного малыша, к своему ребенку он хочет видеть внимательное отношение, индивидуальный подход, персональное внимание к его нуждам.
Что же нужно педагогу, чтобы отвечать этим ожиданиям? Пожалуй, многое:
— желание и умение наблюдать «личную» жизнь ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только видеть и ценить свои воспитательские действия;
— умение выделить существенное и позитивное в характере ребенка;
— понимать причины того или иного поступка, поведения в целом;
— желание и способность донести увиденное до родителей, чтобы затем вместе с ними сложить из отдельных фактов картину жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка.
Нужно многое. Но не невозможное. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействий между ними, обмен мыслями, чувствами, переживаниями создают важнейшие условия гармоничного развития ребенка.
В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умеет планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательный процесс вряд ли возможно. Неоспорим тот факт, что для обеспечения гармоничного развития ребенка необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и детского сада. Семья — это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека, среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Именно семья играет определяющую роль в становлении личности ребенка, в приобщении к системе общечеловеческих ценностей.
Философия взаимодействия детского сада и семьи заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность родители. А детский сад призван помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Как социальное явление детский сад меняется все больше и больше. Из некогда закрытой самодостаточной структуры. Он становится открытым, подверженным существенным переменам. Детский сад — первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Сегодня воспитатель должен уметь выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения, чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость, для информационного контакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.
Одной из основных задач взаимодействия детского сада с семьей является создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах. Все формы работы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
— родительские собрания (общие, групповые) — форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского с и семьи;
— экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.
— педагогические беседы с родителями;
— тематические консультации (проводятся специалистами);
— заочные консультации — ящик (конверт) для вопросов родителей;
— посещение семьи ребенка;
— переписка с родителями, индивидуальные памятки.
— видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;
— выставки детских работ;
— стенды, ширмы, папки-передвижки.
Индивидуальная форма — одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. К ней, прежде всего, относятся беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение. Беседа воспитателя с родителями — наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи. Беседы должны отвечать определенным требованиям: быть конкретными и содержательными; давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей; пробуждать интерес к педагогическим проблемам; повышать чувство ответственности за воспитание детей. Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа — это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
К коллективным формам относятся родительские собрания, групповые конференции, консультации, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье.
Главная задача наглядной пропаганды — целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье. Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей . Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
— материалы информационного характера : правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
— материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье . В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДО, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте образовательного учреждения. Например:
— выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, поделки, детские книги, альбомы и т. д.;
— информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; сообщение от медицинского работника; благодарности родителям и т. д.
Об эффективности проводимой в дошкольных отделениях работы с родителями свидетельствуют:
— проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
— возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
— ответы на вопросы родителей ими самими;
— приведение примеров из собственного опыта;
— увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
— стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
— размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
— повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой, терпением и тактом педагога, его профессиональной этикой и мастерством. Не надо останавливаться на достигнутом, нужно искать новые пути сотрудничества с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение партнерских отношений с родителями воспитанников в образовательном процессе.
Целью нашей работы является организация взаимодействия с родителями на совместное воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Построение партнерских отношений с родителями воспитанников в образовательном процессе.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания.
Организация партнерских отношений с родителями воспитанников
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного по.
Консультация Организация партнерских отношений с родителями воспитанников во время самоизоляции (из личного опыта)
Моя цель – вовлечение родителей в педагогический процесс, построение партнерских отношений. Я постоянно стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя комфортно, чтобы родители шли на так.
Организация партнерских отношений с родителями воспитанников
Организация партнерских отношений с родителями воспитанников.
Организация партнерских отношений с родителями воспитанников
Организация партнерских отношений с родителями воспитанников.
«Организация партнерских отношений с родителями воспитанников»
laquo;Организация партнерских отношений с родителями воспитанников».
Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка
Логинова, Е. В. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка / Е. В. Логинова, Е. В. Шиврина, И. А. Александрова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 79-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7304/ (дата обращения: 06.02.2023).
Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Ключевые слова: взаимосотрудничество, партнерство, выстраивание эффективных партнерских отношений, взаимодействие ДОУ и семьи с целью личностного развития дошкольника, активные формы работы с родителями, портфолио семьи.
Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Н. А. Менчинская, А. В. Петровский, А. С. Макаренко доказали: эти социальные институты — воспитательные феномены, каждый из которых помогает ребенку приобрести социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка.
В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умение планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Семья для ребенка — среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Эффективность воспитания детей во многом зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической образованности и компетентности родителей. Именно их пример, и личные качества определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания обуславливает необходимость взаимосотрудничества.
Нововведения государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Роль родителей и образовательной организации закреплены в нормативно-правовых документах:
— Конституции РФ. Принята 12.12.1993 [1,с38]
— Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ [3,с63]
— Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273, (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) [3,с44]
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [4]
Из этого следует, что семья и детский сад, как первая ступень общественного образования, должны идти вместе по одному пути. Так как эффективность воспитания ребенка, овладения им общечеловеческими ценностями, как условия личностного развития зависит от выстраивания партнерских отношений, умения дополнять друг друга, поддерживать, оказывать помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».
Взаимодействие — это универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы, процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. [5,с.24]
По мнению Т. А. Куликовой: «..Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития». [7,с. 213] Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского. Он писал: «Дошкольник почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества». [7, с.211]
Сотрудничество — тип взаимоотношений людей в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий. Оно возможно только на основе единства, внешне проявляется во взаимной доброжелательности, взаимном доверии и признании достоинств друг друга. [8,с. 60]
— взаимосвязными действиями индивидов, направленными на достижение общих целей, обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон; [12, с.9]
— соучастием во всех делах, интересом друг к другу, оптимизмом и взаимным доверием в общении; [10, с.44]
— согласованностью индивидуальных действий, взаимной поддержкой, оптимальным управлением на основе партнерства, обусловленного взаимным доверием, уважением друг к другу. [9, с.264]
Партнерство — определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:
— равноправие партнеров при принятии решений; выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;
— уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;
— взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве;
— добровольность принятия взаимных обязательств;
— равноответственность сторон за выполнение принятых обязательств. [11,с.168]
Современные ученые отмечают важность взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. В своих работах, предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей.А. В. Козлова, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй.
О. В. Солодянкина. Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:
— единство в работе ДОУ и семьи с целью личностного развития детей;
— взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
— использование разнообразных форм работы с семьей в их взаимосвязи;
— индивидуальные и групповые формы работы с родителями.
Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в использовании традиционных форм сотрудничества с семьей, но дающих стабильно положительные результаты и внедрение инновационных технологий, направленных на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.Поэтому, в первую очередь, при планировании работы с семьями воспитанников мы поставили перед собой следующие задачи:
— изучить семьи с целью выявления ее запросов, потребностей, нужд;
— создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, с целью установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
Наша педагогическая деятельность по отношению к семье была направлена на:
— выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
— объединение усилий по вопросам развития и воспитания детей;
— повышение педагогической, правовой культуры родителей; реализацию их педагогических умений;
— вовлечение родителей в деятельность ДОУ, как полноправных партнеров в воспитании собственного ребенка.
Для этого в детском саду созданы условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа всех специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, что дает родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Работу с родителями в нашей группе планируем заранее, начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в группе, в детском саду. Для этого ежегодно проводим мониторинг «Взаимодействие семьи и детского сада», опрос «Что я хочу узнать о воспитании?», личные беседы об интересах семьи, что помогает выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Анализ ежегодного анкетирования «Взаимодействие семьи и детского сада» позволяет выделить три группы родителей:
Количество семей
Родители — активисты, с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации
Родители — наблюдатели, не желают принимать участие в образовательном процессе ДОУ, выбрав позицию стороннего наблюдателя
Анализ опроса «Что я хочу узнать о воспитании?» позволил выделить потребности родителей
Количество семей
Максимально полную информацию о ребенке
Педагогические советы по общению с детьми, психологические и индивидуальные консультации
Рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома
Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка этого возраста лучше прочитать
Приобретение практического опыта
Возможность обмена опытом с другими родителями группы
На основании изученных потребностей, интересов, пожеланий родителей мы составляем перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников на учебный год, включающий в себя традиционные, но эффективные формы и инновационные, используемые точечно и конкретно.
— Родительские собрания. Нами используется технология проведения родительских собраний Е. В. Бачевой, которая способствует созданию доверительной атмосферы, помогает родителям откровенно говорить о проблемах. Формы проведения и организации: «Круглый стол», родительская гостиная, клуб по интересам, школа молодого родителя, детско-родительский клуб.
— Информационный уголок представлен папками ширмами, папками –передвижками, информационными стендами. Для того, чтобы информация стала помощницей, действуют постоянные рубрики: «Это интересно», «Заботливым родителям — талантливых детей», «Советы доктора Айболита», «Наша реклама», «Советы от Фрекен-Бок», «Говорушечки», «Домисолька», «Говорят дети», «Поиграем», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Родитель может взять его домой для личного изучения, помощи ребенку.
— Досуги, праздники, развлечения. Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Оно позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проводятся традиционные, ежегодные праздники «День рождения группы», «Вместе весело шагать», «Мы счастливая семья», «Праздник дедушек и бабушек», «День защиты детей», «В гостях у осени», «Мама, милая мама»; развлечения «Семейные посиделки», «А ну-ка бабушки»; спортивные досуги «Семья — здоровый образ жизни».
— Беседа «За закрытыми дверями». Данная форма работы подразумевает индивидуальную беседу с родителями воспитанника, затрагивая актуальную тему для развития ребенка.
— Тематические выставки, организация индивидуальных мини выставок рисунков, изделий семей воспитанников и конкурсы: творческие, интеллектуальные, спортивные. Родители группы активно учувствуют в организации тематических выставок, конкурсов, приносят экспонаты, предоставляют изделия для персональных выставок.
— Экскурсии с пользой. В походах, экскурсиях с детьми у родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих экскурсий, походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о городе, о своем крае. В этом году мы посетили Ботанический сад им Демидова, Людмилинскую скважину, музей ОАО «Уралкалий», Соликамское ТВ, съездили в увлекательное путешествие «Масленкино-Буренкино», в г. Усолье в дом-музей Строгоновых.
— Газета. С целью информирования родителей о жизни группы ежемесячно вместе с детьми (иногда и при участии родителей) выпускается газета «Топ» — известия. Темы абсолютно разные, но всегда актуальные и важные.
— Дни открытых дверей родителей, семейные квесты. Например, в этом году прошел семейный квест «Детский сад глазами детей»- где родители ненадолго становились детьми и путешествовали по станциям, выполняли различные творческие задания. В результате у родителей формировалось представление о том, чем же их ребенок занимается и как он развивается каждый день.
— «Родители — детям». Невозможно воспитать ребенка словами, только личный пример взрослого порождает в детях искрению заинтересованность. Поэтому мы используем такую форму работы с родителями, как «Родители — детям», где родители активно участвуют в образовательном процессе, по желанию проводят утреннюю гимнастику, подвижные игры, встречи с интересными людьми, мастер-классы.
— Группа «Шустрики» в социальной сети «Одноклассники». Информация о ДОУ есть на официальном сайте, где каждый родитель может ознакомиться с уставом ДОУ, программой, реализуемой в дошкольном учреждении, найти полезную информацию от узких специалистов. В новостной ленте узнать о событиях детского сада, в рубрике вопрос-ответ задать вопрос администрации детского сада, узким специалистам, оставить свои отзывы и пожелания. Но, у нашей группы есть личная страничка в сети Интернет. Вступившие в группу родители могут узнать о событиях жизни группы, посмотреть фотоальбом, оставить свои комментарии, получить онлайн консультацию в любое удобное время, пообщаться с другими родителями группы.
— Семейные творческие мастерские. Родители не только принимают участие в организованных нами мастер классах, но и сами проводят их, знакомят друг друга со своим хобби, увлечением, дают советы. Например, родители провели мастер-класс по декорированию деревянных изделий техникой «Декупаж», по изготовлению украшений в технике «Канзаши», декорирование ваз.
— Социальные акции, марафоны. На данный момент мы участвуем во Всероссийском марафоне «Ангел добра».
— Проектная деятельность. С особым интересом родители относятся к проектной деятельности. Данная деятельность увлекает их и детей, погружая в мир взаимодействия и сотрудничества, создавая условия для личностного развития не только детей, но и родителей, формирования таких качеств как ответственность, самостоятельность, активная жизненная позиция, инициативность. Нами были разработаны и реализованы педагогические проекты направленные как на детей, так и на родителей: «Верные друзья», «Такие разные буквы», «Космические просторы», «Динозавры», «Широкая Масленица», «Олимпийские кольца», «Белые журавли».
Хочется подробней остановиться на проекте «У счастья — дом семья» итогом, которого является портфолио семьи.
Портфолио семьи — современная форма работы с семьёй, способ самодиагностики и механизм её саморазвития. Это комплект материалов, объединяющий характеристики, достижения семьи, положительный опыт семейного воспитания.
Создание семейного портфолио — это процесс укрепления семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода. Этот необычный способ фиксации семейных достижений позволяет отразить все интересное, что происходит в жизни семьи: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от совместных поездок, домашних дел и забот, семейные традиции, лучшие минуты счастливого времени, проведенного вместе. Более того, портфолио станет не только памятной вещью для каждой семьи, но и пригодится при планировании новых задумок и совместных мероприятий.
Ценность технологии «семейного портфолио» заключается:
— В том, что каждому дается возможность самореализоваться, самосовершенствоваться, творчески раскрыться, родители имеют возможность обратить внимание на проблемы и своевременно их решить, ребёнку даётся возможность почувствовать себя частью дружной семьи;
— в формировании положительной характеристики семьи;
— в совершенствовании положительных детско-родительских отношений;
— в возникновении потребности в сотрудничестве ДОУ и семьи;
— систематизируется и обобщается положительный опыт семейного воспитания.
Цель проекта: создание условий для самопознания, саморазвития, нравственного самосовершенствования ребенка и его семьи, укрепления детско-родительских отношений
Задачи деятельности по созданию проекта:
— Способствовать установлению партнёрских, сотруднических отношений ДОУ с семьёй каждого воспитанника.
— Развивать познавательно-речевые способности детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
— Оказать методическую помощь родителям при создании портфолио семьи
— Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
— Способствовать сплочению, единению представителей разных поколений.
— Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.
— Способствовать проявлению креативности участников проекта.
— Развивать рефлексивные способности членов семьи.
Для того чтобы родители приняли участие в нашем проекте, мы соблюдаем ряд условий: добровольность, целеполагание, индивидуальность, систематичность в сборе информации.
Продукт проекта: портфолио семьи.
— Гармонизация отношений ребенок-родитель..
— Распространение социально-значимого опыта семейного воспитания.
— Мотивация родителей на воспитание уважения к общечеловеческим ценностям
Первоначально включились в реализацию проекта 15 % родителей. Творческая группа определила структуру портфолио, содержание, оформление, место хранения. Благодаря открытости, сейчас в творческой группе 45 % родителей. Портфолио постоянно пополняется. Дети очень любят рассматривать его странички, рассказывать о событиях. Каждая страничка вывешивается для ознакомления на шкафчик ребенка, а потом собирается в специальную папку.
В рамках деятельности группы были подобраны диагностики, разработаны анкеты для родителей, методическое обеспечение: конспекты родительских собраний, сценарии совместных праздников, консультативный материал, подобраны игры, картотека художественной литературы, музыкальная фонотека.
Например, портфолио одной семьи содержит такие разделы:
— «Семья — семь Я» на страницах своего портфолио: представление своей семьи, общие сведения, описание значения имен, рождение семьи, письма-признания.
— «Большая дружная семья» — были представлены генеалогическое древо, был представлен герб семьи, словарь терминов родства.
— «Семья глазами детей» — результатом ее стала мини-книжка «Моя семья»
— «Семейные традиции» — здесь папа и мама знакомили детей группы с личными хобби и увлечениями, своей профессией, представляли как традицию семейный праздник «Именины у Ани».
В презентации опыта семейного воспитания на родительских встречах семья стала инициатором оформления альбомов «Кулинарные рецепты семьи», «Книга народной мудрости».
Мы, как педагоги, видим, что позиция наших родителей становится более гибкой. Первоначально, родительские собрания посещало 50 % родителей, 10 % участвовало в организации групповых мероприятий, то на данный момент посещаемость составляет 100 %. Родители сами организуют «Встречи с интересными людьми», являются инициаторами групповых праздников, экскурсий и походов, активно участвуют в конкурсном движении разного уровня. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Статья 38.
2. Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ Статья 63
3. Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273, (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) Статья 44
4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
5. Большой Энциклопедический словарь, М, Мозаика, 2000.-345с.
6. Доронова Т. Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А. Е. «Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка — Пресс, 2001 г.
7. Козлова С.Л, Куликова Т.А «Дошкольная педагогика» М: Издательский центр «Академия», 2001, -416с.
8. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В. С. Безрукова. 2000.
9. Психология индивидуального и группового субъекта/под ред.А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой.-М.: ПЕРСЭ, 2002.-368с.
10. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе; кн. для учителя/М. М. Рыбакова-М.: Просвещение, 1991–128с.
11. Социальное партнерство: Словарь справочник/ Руководители авт. Коллектива В. Н. Киселев, В. Г. Смольков.-М.: ОАО Изд. «Экономика», 1999.-232с.
12. Шакуров, Р. Х. Психологические основы педагогического сотрудничества/Р. Х. Шакуров. — СПб.,1994.-42с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, семья, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, взаимное доверие, отношение, портфолио семьи.
Ключевые слова
партнерство, взаимосотрудничество, выстраивание эффективных партнерских отношений, взаимодействие ДОУ и семьи с целью личностного развития дошкольника, активные формы работы с родителями, портфолио семьи., портфолио семьи
Похожие статьи
Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.
Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном.
родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.
Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.
родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов.
Семейный клуб как форма построения системы партнерских.
родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Роль детско—родительского клуба дошкольной организации.
Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия.
родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию.
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка
родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.
Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей.
родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.
Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как.
родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.
Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм.
родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Особенности взаимодействия дошкольной организации.
Презентация на тему «Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников как эффективное средство установления партнерских взаимоотношений всех участников образовательного процесса, раскрытия их потенциала»
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников как эффективное средство установления партнерских взаимоотношений всех участников образовательного процесса, раскрытия их потенциала», включающую в себя 21 слайд. Скачать файл презентации 2.42 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций
Содержание
«Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников как эффективное средство установления партнерских взаимоотношений всех участников образовательного процесса, раскрытия их потенциала»
Слайд 2
Актуальность.
Педагогическая пассивность родителей, непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками. Понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в саду Несформированность у родителей «педагогической рефлексии» — неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также бывает иногда причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей. Необходимость поиска современных, актуальных форм сотрудничества с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения.
Слайд 3
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Слайд 4
Цели и задачи педагогической деятельности
Цель — установление партнерских отношений участников образовательного процесса, раскрытие их потенциала, используя современные формы взаимодействия Задачи: приобщить родителей к жизни детского сада; объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом, семейными традициями; привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации современных форм работы; вызвать интерес к обмену культурными традициями, устоями отдельных семей; активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей; создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Слайд 5
Педагогическая идея
Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников станут эффективным средством установления партнерских взаимоотношений всех участников образовательного процесса, раскрытия их потенциала при соблюдении следующих условий: Активная позиция родителей Применение в семейной среде Инициативность в сотрудничестве Партнерство с педагогом
Слайд 6
Деятельностный аспект личного вклада музыкального руководителя в развитие образования
Слайд 7
1 этап
Был проведен мониторинг: Анкетирование, интервьюирование педагогов, родителей; Наблюдение за формами взаимодействия воспитателя с родителями. Подбор методической, справочной литературы.
Слайд 8
Основные направления работы
привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОО. систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм повышение педагогической культуры родителей раскрытие потенциала семей установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов; активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОО
Слайд 9
2 этап
Целью этапа стало внедрение разработанной нами системы взаимодействия с семьями воспитанников в практику ДОО
Слайд 10
Принципы взаимодействия с семьями воспитанников
Принцип открытости, Принцип стимулирования и поддержки семьи, Принцип обратной связи, Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Слайд 11
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Слайд 12
Традиционные формы взаимодействия
Информационные стенды Индивидуальные консультации Родительские собрания Папки передвижки
Слайд 13
Нетрадиционные формы взаимодействия
День открытых дверей Праздники и развлечения
Слайд 14
Конкурсы. Выставки «Кормушка для пичужки» «Вторая жизнь не нужных вещей» «Подарок для Планеты» «Новогодний серпантин»
Слайд 15
Слайд 16
Совместные проекты
«По улицам родного города» Мини – музей «Маленькие открытия в моей большой семье»
Слайд 17
«В гостях у домовенка Кузи» «Этих дней не смолкнет слава…»
Слайд 18
Слайд 19
3 этапРезультативность профессиональной деятельности и достигнутые эффекты
Об эффективности проводимой работы с родителями в нашем детском саду свидетельствуют: проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем; размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания; повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов; активность взрослых в жизни детского сада. Раскртие потенциала детей и взрослых
Слайд 20
Слайд 21
Литература
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » октября 2013 г. № 1155 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2016 г. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей / Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрип-торий2003», 2008. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2010. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду.: Пособие для воспитателей. М.: Айрис – пресс, 2010. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. — М.: ТЦ Сфера, 2014. ДороноваТ.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. : Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 2012. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детско саду: родители и дети.: М.: Школьная Пресса, 2010. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи: / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2012.
Источник https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/04/24/organizatsiya-partnerskih-otnosheniy-s-roditelyami
Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7304/
Источник https://pptcloud.ru/raznoe/sovremennye-formy-vzaimodeystviya-s-semyami-vospitannikov-kak