Рисуночный тест «Моя семья»: оценка и интерпретация психологов
Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.
Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.
Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.
Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.
Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.
ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.
Оценка рисунка семьи
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Интерпретация рисунка семьи
1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Наличие других деталей на рисунке
Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.
Цвет в рисунке
Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?
1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.
Анализ рисунков к тесту «Моя семья»
Вероника, 19 лет
Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.
Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника
Николай, 6 лет
В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.
Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай
Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.
Исследование детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка по материалам методики «Рисунок семьи»
Чиякина, Н. Г. Исследование детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка по материалам методики «Рисунок семьи» / Н. Г. Чиякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 266-270. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98630/ (дата обращения: 06.02.2023).
Статья посвящена проблеме исследования детско-родительских взаимоотношений и самоидентификации ребенка с помощью методики «Рисунок семьи». В статье предлагаются варианты интерпретации и рассматриваются основы психологического анализа результатов данной методики, которые помогают прояснить отношение ребенка к себе и членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
Ключевые слова: методика, психорисунок, детско-родительские отношения, рисунок семьи, самоидентификация, диагностика, психические особенности ребенка, интерпретация результатов.
В настоящее время проблема взаимоотношений в семье является достаточно актуальной, в связи с тем, что указанные отношения играют важную роль в воспитании детей и становлении их как личности. Так, постоянно контактируя с ребенком, родители помогают ему устанавливать отношения с окружающим миром, влияют на особенности его поведения и становление психических процессов. Деструкция внутрисемейных отношений может повлечь различные нарушения психического развития ребенка и другие тяжелые социальные последствия. Одним из самых популярных методов исследования детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка является «рисунок семьи». Учеными доказано, что графическая продукция (психорисунок) дает возможность познать глубинные чувства человека. Одним из преимуществ методики психорисунка является то, что «во время рисования человек освобождает свое подсознание от защитных механизмов психики» [12, с. 252]. Кроме того, «данная методика помогает прояснить отношение ребенка к себе и членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства» [6].
Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений и персональной идентичности ребенка возникла у целого ряда исследователей — Р. Бернс и С. Кауфман, В. Вульф и В. Хьюлс, Л. Корман. Методика развивалась по двум направлениям: изменение инструкции к заданию (Л. Корман, П. Грегер) и расширение диапазона интерпретируемых параметров рисунка (В. Хьюлс и Л. Корман). «Рисунком семьи» пользовались многие отечественные исследователи и практики: А. И. Захаров, В. С. Мухина, Е. Т. Соколова, В. К. Лосева, А. С. Спиваковская и другие. Наиболее полно процедура проведения теста и интерпретация рисунка описаны в методиках Г. Т. Хоментаускаса и В. К. Лосевой [11, с. 55]. Однако, единого мнения по поводу интерпретации результатов, полученных с помощью рисуночных методик, среди ученых нет. Например, психолог Г. Хоментаускас, интерпретируя результаты данной методики, отмечает следующие показатели: структуру рисунка, размещение фигур (показатель эмоциональной близости персонажей), особенности изображенных членов семьи, а также сам процесс рисования. По мнению ученого, графические презентации изображенных объектов, которые выражают чувства ребенка к ним — являются показательными. При интерпретации процесса рисования, необходимо уделять внимание последовательности изображения фигур, чрезмерной заштрихованности, интервалам перерисовки и другие [9, с. 165–171]. В соответствии с точкой зрения Р. Бернса и С. Кауфмана методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) выявляет взаимоотношения в семье, общую атмосферу семьи, тревожность ребенка. Рисунок отражает переживания ребенка, позволяет проанализировать семейную ситуацию и выявить актуальные семейные проблемы. Ученые отмечают, что ребенок может нарисовать как настоящее, так прошлое и будущее. Особенность интерпретации рисунка по указанной методике состоит в центрировании на движении фигур или действии [4, с. 22–25]. В. К. Лосева приводит определенные правила интерпретации рисунка, обращая внимание на процесс рисования, искажения и подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами [7].
На наш взгляд, целесообразно выделить четыре основных критерия интерпретации результатов методики «Рисунок семьи»:
1) интерпретация общей структуры рисунка семьи;
2) интерпретация расположения персонажей;
3) интерпретация искажений и особенностей изображенных членов семьи;
4) интерпретация непосредственно процесса рисования.
Указанные критерии позволяют быстро, полно и достоверно проанализировать полученные материалы.
Целью нашего исследования является возможность диагностики детско-родительских взаимоотношений и самоидентификации учащихся школы посредством использования методики «Рисунок семьи». Интерпретация результатов осуществлялась на основе рекомендаций К. Тейлор [8] и В. К. Лосевой [5]. Предлагаемые интерпретации результатов подробно описаны в методических пособиях Бодалева А. А., Столина В. В., учебном пособии Шляпниковой И. А., основываются на работах P. Бернса, С. Кауфмана, К. Тейлор, а также на опыте практической работы с методикой Г. Т. Хоментаускаса и В. К. Лосевой.
При проведении проективной методики «Рисунок семьи» детям предложены простой карандаш, белый лист формата А4, инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью так, как ты себе ее представляешь». Дети, выслушав инструкцию, начали рисовать. В процессе рисования у детей возникали вопросы: «А кого надо рисовать?», «Можно ли рисовать животных?», «Отчима рисовать или папу?», «А бабушку тоже рисовать?» При этом, давался уклончивый ответ: «Рисуйте так, как хочется или как считаете нужным». Исследование проводилось по рисункам учащихся, о возрасте, личностных особенностях и составе семьи которых, предварительно, получена информация (мальчик А., 13 лет: неполная семья, родители в разводе, живет с мамой и отчимом, других детей нет; девочка М., 14 лет: неполная семья, живет с мамой и отчимом, есть сводный младший брат; мальчик И., 14 лет: полная семья, живет с родителями, есть младший брат).
В ходе анализа рисунка девочки М. (Рис. 1), отмечено, что первой была изображена сама девочки. В научной литературе высказывались суждения о том, что около 38 % детей первой рисуют мать, 35 % — себя, 17 % — отца и только 8 % — братьев и сестер [10, с. 120]. Данный факт подчеркивает значимое положение девочки в семье. Маленькая фигура брата, расположенная рядом с большой фигурой автора, свидетельствует о привилегированном положении девочки по сравнению с сиблингом. Но с другой стороны, фигура брата и папы расположены немного выше остальных, что показывает мнение девочки о власти и влиянии указанных членов семьи относительно рядом расположенных членов семьи. Тем не менее, первым персонажем слева ребенок изобразил маму, поэтому она для автора является самым значимым человеком. Вторым слева расположен брат и этот значит, что девочка ревнует к нему маму. Но в то же время, сиблинги находятся близко друг к другу, и девочка благожелательно воспринимает своего брата. Фигуры родителей расположены на рисунке далеко друг от друга, тем самым ребенок показывает, что они не ориентированы на совместные действия, между ними существует определенная психологическая дистанция и слабые эмоциональные связи (родители в разводе, ребенок принимает сложившуюся ситуацию). Обращая внимание на искажения в изображении человека, необходимо отметить, что на рисунке у фигуры отца отсутствуют уши, а у всех остальных они есть. По мнению В. К. Лосевой, «уши — это «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе» [5]. Это означает, что, по мнению ребенка, послушны все, кроме папы, который недоступен для критики. В целом, рисунок выполнен тщательно и аккуратно, что означает любовное и заботливое отношение к членам семьи. Автор рисует большие, занимающие практически весь лист фигуры. Шляпникова И. А. считает, что «большие фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети» [11, с. 61].
В ходе процедуры диагностики рисунка мальчика А. (Рис. 2) было отмечено, что мальчик сначала отказался от предложенного задания, пояснив, что он не умеет рисовать и у него нет семьи. Данный факт может свидетельствовать о неудовлетворенности семейной ситуацией ребенка. Однако, впоследствии, изобразил семью из трех человек — сначала себя, а чуть позднее решил дорисовать маму и папу, тем самым показывая, важность собственной личности. Также можно заметить, что автор тщательнее прорисовывает свое изображение (лицо, руки, пальцы) показывая, что он считает себя основным членом семьи. «Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребенку. Они признают первостепенность его желаний, интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль» [8]. Однако, первым персонажем слева мальчик изобразил маму, поэтому она для автора является самым значимым и близким человеком (в случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым слева) [5]. С мамой также у него существует более тесная связь. В свою очередь, папа кажется ребенку более могущественным. Родители разъединяются большим промежутком и фигурой автора, означая, что между ними существуют психологическая дистанция, конфликты или слабые эмоциональные связи. Рисунок показывает, что ребенка волнуют семейные конфликты, имеются проблемы в общении и сам он тоже тревожен. Об этом нам рассказали раскинутые в сторону руки изображенных людей, маленькие фигуры, длинные пальцы на руках. Заметим, что на рисунке мальчика у изображенных людей нет шеи и отсутствуют уши. Это значит, что в семье мальчика привыкли не учитывать мнение окружающих, а в жизни автора еще не сформировалась способность управлять своими чувствами и рационального контроля эмоций. Ребенку кажется, что «родители требуют от него большей способности управления своими эмоциями, чем в состоянии это сделать сами» [5]. По количеству изображенных пальцев на правой руке можно предположить, что по мнению ребенка родители больше способны влиять на внесемейную жизнь, чем на отношения в своем собственном доме [5]. Небрежность рисунка мальчика может свидетельствовать о неблагополучии в данной семье.
В результате интерпретации рисунка мальчика И. (Рис. 3), выявлено, что в сознании ребенка именно он «управляет» другими членами семьи, это следует из того, что свою фигуру мальчик поместил выше всех. Родителей он нарисовал рядом друг с другом, что говорит об их тесном психологическом контакте и эмоциональной связи. Себя же мальчик изобразил далеко от родителей и брата. Данный факт показывает, что близкие отношения с ними не сформированы. К тому же, между автором рисунка и родителями имеется преграда (полка), разделяющая их друг от друга, которая свидетельствует о проблемах в общении. В результате интерпретации рисунка также были выявлены признаки конфликтных отношений между сиблингами: расположение фигур детей в разных частях листа (автор в верхней части листа, брат — в нижней); изоляция фигур детей (автор ограничивает пространство, где находится брат с помощью дивана и подставки под цветок); разделение фигур сиблингов различными предметами или пространством (брата рисует далеко от себя, за диваном) [1]. На рисунке мальчика также можно отметить некоторые искажения в изображении человека. Так, все персонажи изображены без ушей, поэтому склонны игнорировать критику и то, что о них говорят другие. Стоит обратить внимание и на рот папы (выделен сильным нажимом, больше, чем у других членов семьи), который означает то, что ребенок опасается словесного воздействия, осуждения или угроз со стороны папы. Изображение предметов интерьера (дивана, полки, картины, подставки под цветок) дает понять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи. То есть семья для него — эта комната. В. К. Лосева отмечает, что «изображение множества вещей говорит не о бедной эмоциональной жизни в семье, а о направленности эмоций на мир предметов, о потребности в стабильности и постоянстве эмоций» [5]. На рисунке автор изобразил себя близко к люстре (источнику света и тепла). В свою очередь, люстра является самым главным в эмоциональном мире ребенка, символом верховной власти, защиты и авторитета. Такое расположение говорит о том, что, мальчик в полной мере пользуется защитой и опекой, а также в данный момент получает достаточного внимания со стороны родителей.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, о том, что в рисунках детей отражается их видение окружающего мира, отношение к нему, а также представление о себе и своем месте в этом мире, которые определенным образом откладываются как в сознании ребенка, так и в бессознательном. Дети переносят на рисунок картину своего внутреннего мира. Следовательно, посредством рисунка он может рассказать о проблемах, которые не в состоянии выразить словами. Поэтому детский рисунок является действующим методом тестирования и способом коррекции отношений ребенка с окружающим миром. Таким образом, методика «Рисунок семьи» позволяет получить информацию о личных особенностях ребёнка, его душевном состоянии, определить его представления о себе и своем месте в социуме, увидеть семью глазами ребёнка и более детально рассмотреть детско-родительские взаимоотношения.
- Баранова О. Рисунок семьи // Журнал «Школьный психолог». — 2001. — № 29 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psy.1sept.ru/ article.php?ID=200102917 (дата обращения 16.12.2022).
- Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. Психодиагностика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/3889-bodalev-a.-a..-stolin-v.-v.-obshhaja.html (дата обращения 16.12.2022).
- Квасовка А. Ю. Рисунок семьи в изучении детско-родительских взаимоотношений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ebooks.grsu.by/evrika2015/risunok-semi-v-izuchenii-detsko-roditelskikh-vzaimootnoshenij.htm (дата обращения: 16.12.2022).
- Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки: [Пер. с англ.] / Р. С. Бернс, С. Х. Кауфман. — 2. изд., стер. — М.: Смысл, 2003. — 142 с.
- Лосева В. К. Рисуем семью Диагностика семейных отношений. Психодиагностика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/page,5,3610-loseva-v.k.-risuem-semju-diagnostika-semejjnykh.html (дата обращения: 17.12.2022).
- Основы психологии. Практикум / Под ред.-сост. Столяренко Л. Д. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 576 с.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебник для вузов / Под общей редакцией Посысоева Н. Н. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 266 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/453135 (дата обращения: 18.12.2022).
- Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей. – Институт Психотерапии, 2008. — 224 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://schoolint24.ru/psy/literature/tejlor_ k-psikhologicheskie_testy_i_uprazhnenija_dl.pdf (дата обращения: 16.12.2022).
- Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. — 1986. — № 1. — С. 165–171.
- Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с.
- Шляпникова И. А. Проективные методы психодиагностики. Учебное пособие / Под ред. Е. Л. Солдатовой. — Челябинск: ЮУрГУ, 2005. — 71 с.
- Яценко Т. С. Основы глубинной психокоррекции: феноменология, теория и практика: Учеб. Пособ. / Т. С. Яценко. — К.: Вища школа, 2006. — 382 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, Лосево, методика, окружающий мир, отношение, процесс рисования, рисунок, родитель, член семьи.
Ключевые слова
методика, психорисунок, детско-родительские отношения, рисунок семьи, самоидентификация, диагностика, психические особенности ребенка, интерпретация результатов
Похожие статьи
Проективный метод диагностики — рисуночная методика.
Ключевые слова: рисунок, рисуночная методика, рисуночный тест «Моя семья».
Ключевые слова: рисуночные тесты, рисунок семьи, дети с ОВЗ, дети с нарушением слуха.
Хорошо, когда родители могут объяснить, что в разводе ребенок не виноват [8, c. 128–130].
Результаты методики можно увидеть на рис. 1. Рис. 1. Отношение ребенка к окружающим.
Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи».
Ключевые слова: рисуночные тесты, рисунок семьи, дети с ОВЗ, дети с нарушением слуха
Семья выступает ключевым и необходимым условием успешного развития ребенка.
В наибольшей степени страдает от первичного дефекта процесс речевого развития.
‒ Отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи (ребенка, сиблинга, кого-то из родителей).
Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих.
С точки зрения родителей, в 66,66 % случаев отношения в семье расцениваются как
Четыре мамы изобразили членов семьи в виде кружочков с улыбающимися лицами, с элементами
Рис. 5. Бланк социограммы «Моя семья» Ирины, 29 лет. Рисунок родительницы Ольги, 34
Рисование с детьми рисунков «Моя семья». Изготовление генеалогического древа семьи.
Взаимоотношения между родителями и детьми в семье
Мир взрослого и мир ребёнка — две вселенные, но в семье эти два мира должны не просто существовать, а взаимодействовать друг с другом.
Детей нужно научить воспринимать окружающий мир позитивно, поскольку мир к позитивным людям относится благосклонно.
ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья, отношение
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.
К вопросу о практической составляющей формирования образа.
. что острой проблемой, влияющей на восприятие характера отношений в семье, является
образа семьи у детей мы использовали методики О. В. Дыбиной «Рисую семью», «Дополни
Так, 26 родителей (86,6 %) отметили, что их ребенок проявляет заботу о родных, помогая им
1. Диагностика направленности ребенка на мир семьи: Учебно-методическое пособие / под.
Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших.
Страхи, фобии ребенка отражают восприятие им окружающего мира, рамки
Обстановка в семье, также влияет на уровень эмоционального состояния ребенка.
В таких семьях родители мало знают и интересуются детьми, их интересами, и потребностями.
Во-первых, рисунок может быть использован на ранних этапах развития ребенка, начиная с 2–3 лет
Исследования детско-родительских отношений в семьях.
Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным
По итогам проведения данной методики мы получили следующие результаты
3. 60 % родителей расположили себя в стороне от остальных членов семьи, что указывает на
нарушение слуха, ребенок, член семьи, семья, школьник, рисунок, глухой, развитие ребенка.
Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка
. детско-родительских, супружеских отношений и отношений членов семьи с окружением.
Помощь специалиста в воспитании «особого ребенка» в семье должна проходить с
На втором этапе формируются увлечения родителей процессом развития ребенка.
Члены семьи обучаются эталонным моделям работы с ребенком, включающим отработку заданий педагога.
Семейные отношения и их влияние на формирование личности.
Опыт общения родителей с миром наиболее ценен для него» [4].
отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.
Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное.
семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая.
Тест «Рисунок семьи»
Тест «Рисунок семьи» — одна из самых популярных проективных методик, которую используют психологи в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Узнав, каким ребёнок видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем малыша и эффективно помочь ему при их разрешении.
Для ребенка весь мир — это семья. Каким видит себя ребёнок в родительском доме? Какими он воспринимает маму, папу и их отношения? Как лучше узнать своего сына или дочь, посмотреть «глазами ребенка» на мир взрослых людей? В этом вам поможет несложная методика «Рисунок семьи».
Существует немало систем интерпретации результатов теста «Рисуем семью». И хотя все они дают достаточно точную картину отношений в семье, мы хотим предложить интерпретацию, разработанную отечественным психологом, доктором психологических наук В.К. Лосевой. Символическое истолкование рисунка вполне доступно людям и без педагогического или психологического образования. Заметим лишь, что методика не предназначена для оценки интеллекта ребенка и не дает информации о его готовности или неготовности к школе.
С какого возраста можно применять тест «Рисунок семьи»?
До тех пор, пока изображенный ребенком человек напоминает шарик с ручкам и ножками, применять тест рано. Примерно с четырех-пяти лет голову и туловище ребенок начинает рисовать отдельно. Вот с этого моменты можно использовать методику.
Инструкция к тесту «Рисунок семьи»
Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т.д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется».
Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:
- Порядок заполнения свободного пространства.
- Порядок появления персонажей рисунка.
- Время начала и окончания работы.
- Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).
- Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.
- Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.
- По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.
Беседа с ребенком по рисунку
После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Вот вопросы, которые следует задать:
- Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
- Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?
- Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
- Кто в семье самый хороший и почему?
- Кто самый счастливый и почему?
- Кто самый грустный и почему?
- Кто больше всех нравится ребенку и почему?
- Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
- Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?
Интерпретация результатов теста «Рисунок семьи»
Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому. Существует большая психологическая разница в отношении ребенка к тому, кого он нарисовал первым, и кого вообще не изобразил под предлогом «не поместилось».
Попросите автора подписать всех персонажей . Это тоже важный момент. Например, ваша дочь подписывает фигуру старшего брата «Сашенька», а лежащую в коляске сестренку — «младшая сестра». Разница в эмоциональном отношении к ним сразу понятна. Информацию, которую вы получите, нельзя использовать для упреков ( «Почему ты не любишь младшую сестричку?») Если ребенок еще не умеет писать, пусть расскажет, кого он нарисовал.
Обратите внимание и на неодушевленные предметы на рисунке . Это для нас, взрослых, они неодушевленные. В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон могут даже вступать в своеобразные «отношения» между собой и персонажами рисунка. И ребенок здесь не так уж и не прав. Просто взрослые зачастую скрывают эмоциональную привязанность к своим «игрушкам». А если вы на рисунке видите папу, который наполовину исчез под капотом машины, и маму, сидящую с телефоном, то даже неспециалисту не составит труда сделать вывод: сколько папа проводит время с машиной, мама — с телефоном, а сколько — с ребенком и друг с другом.
Если на рисунке много предметов и мало людей , то это не свидетельствует об эмоционально бедной среде в семье. Скорее о направленности эмоций на мир вещей. Что тоже не является признаком жадности. Чаще всего ребенок выражает стремление родителей к постоянству, ведь каждая вещь — символ стабильности.
1. Оценка общей структуры
Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему.
- Члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.
- Два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.
- Если какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о «дистанции», которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее.
- Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.
- Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально.
- Если ребенок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.
2. Определение наиболее привлекательного персонажа
Его можно выявить по следующим признакам:
- привлекательный персонаж изображается первым и помещается на переднем плане;
выполнен с большей любовью и тщательностью; - он выше и крупнее остальных персонажей;
- остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него.
Ребенок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет его какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.
Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребенка. Например, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в настоящее время отношения с родителями стоят для ребёнка на втором плане. Наоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и помещается в стороне от остальных. С таким персонажем ребенок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.
Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.
Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок , какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.
Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребенок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.
3. Ребенок о себе
Если ребенок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру , рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребенку. Стремясь воплотить в ребенке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль.
Маленькая, слабая фигура , изображенная в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.
Ребенок может нарисовать себя вблизи родителей , оттеснив остальных членов семьи. Таким образом, он подчеркивает свой исключительный статус среди других детей.
Если ребенок рисует себя рядом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, вероятно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.
4. Дополнительные персонажи и детали
Рисуя семью, ребенок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных . Такое поведение трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д. Так, например, мальчик, будучи единственным ребенком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, самых дальних родственников и разных животных – кошек, собак и прочих, выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.
На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи , которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребенок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребенка рассказать побольше об этом персонаже. В его ответах вы найдете то, чего ему не хватает в действительности.
Ребенок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее . Это может говорить о потребности ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.
Расспросите, кто есть кто. Возможно, вас ждет сюрприз. Тот персонаж, которого вы приняли за дедушку, окажется не настоящим дедушкой, а Дедом Морозом! Появление вымышленных персонажей свидетельствует о неудовлетворенных потребностях, которые ребенок реализует в своей фантазии. Такому персонажу надо обязательно уделить внимание и подробно расспросить о нем. Из рассказа вы поймете, чего не хватает сыну или дочери в реальной жизни.
Папа изображен в виде удочки или компьютера . К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они не обязательно означают отсутствие эмоционального контакта персонажа с членами семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так.
Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на неодушевленные предметы. Вещь, наиболее близко расположенная к персонажу, как считает ребенок, наиболее интересна для него.
Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой.
Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом». Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы деятельности для семьи. На рисунке одного ребенка было изображено три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата.
Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диван е, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают.
Обратите внимание на нажим карандаша . Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа.
5. Родительская пара
Обычно родители изображаются вместе , отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого. Ребенок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился.
Если же ребенок рисует одного родителя , с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался.
Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребёнком пола изображена в стороне от остальных , то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им полового созревания (в среднем 12 лет).
Тот случай, когда фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга , может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола.
Если на рисунке родители контактируют друг с другом , например держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности.
Иногда ребенок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера , часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение.
Противоположным образом родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них.
В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом.
Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола.
Идентификация со старшим братом/сестрой , независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.
Иногда ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами , не входящими в состав семьи. В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. В беседе, на которую следует полагаться более всего, часто открываются совершенно противоположные вещи. Оказывается, что ребенок может идентифицировать себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.
7. Отказ от изображения того или иного члена семьи
Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи , то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.
Если же ребенок отсутствует на рисунке , то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчужденность, также заставляют ребенка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приемными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребенке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребенок рисует себя в последнюю очередь.
Частое явление в детских рисунках – отказ рисовать младшего брата/сестру . Объяснения, такие, как «Брата я забыл нарисовать» или «Для младшего брата места не хватило» не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет свое значение, выражает те или иные чувства и переживания ребенка по отношению к близким ему людям.
Довольно распространена ситуация, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достается большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший брат/сестра просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему.
Может иметь место и другая реакция: ребенок может изобразить на рисунке младшего брата/сестру, но исключить самого себя из состава семьи , таким образом идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.
8. Прорисовка деталей
Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи.
Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.
Если вы спросите ребенка, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ — «Чтобы слышать»! Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а прежде всего критические замечания и мнение о себе. Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А вот персонаж «без ушей» вообще может игнорировать то, что о нем говорят.
Рот для ребенка — символ нападения — чтобы кусаться, кричать, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими и (или) затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. Но это не означает, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки , не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких персонажей нарисованы ещё большие уши — чтобы слушаться.
Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы «приклеена» к туловищу.
Шея в графической интерпретации — способность к контролю разума («головы») над чувствами («телом»). На рисунке появляется шея тогда, когда у ребенка появляется способность контролировать и управлять своими чувствами.
Тот персонаж, у которого шея есть , способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет — не способен.
Встречаются рисунки, где у папы и мамы шея отсутствует , а сам автор изображен с шеей . Но это, конечно же, не значит, что ребёнок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: «Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа — когда захочу! И конфет есть так много — как мама»!
Длинная и тонкая шея , говорит о конфликте в сознании автора между разумом и чувствами, который решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Если же короткая и толстая , то данный персонаж мыслится как не имеющий проблем в этой сфере.
У того персонажа, чья голова больше, тот и умнее.
Если в рисунке что-то будет совсем непонятным (например, ребенок может изобразить так называемый «римский бюст» — фигуры людей будут изображены по пояс да еще обведены в рамочку) лучше не фантазировать, а вообще отказаться от интерпретации.
Источник https://5psy.ru/obrazovanie/psihologicheskii-risunochnyi-test-moya-semya.html
Источник https://moluch.ru/archive/448/98630/
Источник https://sad-sosenka.ru/metodicheskaya-stranichka/diagnostika/3004-test-risunok-semi