О компонентах процесса творческого саморазвития личности обучающегося

Содержание

О компонентах процесса творческого саморазвития личности обучающегося

Рыскулова, М. Н. О компонентах процесса творческого саморазвития личности обучающегося / М. Н. Рыскулова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3141/ (дата обращения: 06.02.2023).

Творческое саморазвитие – длительный и многоплановый процесс, охватывающий становление личности на различных этапах ее жизнедеятельности. Традиционно в этом процессе выделяют компоненты, наполненные соответствующими характеристиками и качественными показателями: мотивационный, ценностный, когнитивный, деятельностный или операционный, эмоционально-волевой, креативный или творческий, рефлексивный, адаптационный и др. (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, М.П. Дружнова, М.Ю. Разноглядова А.В. Терещенко, С.Н. Толстов и др.).

Процесс творческого саморазвития личности и его компоненты относятся к области формирования личности, которая изучается разными отраслями психологии и педагогики, что обусловлено многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а иногда загадочностью человеческого поведения. В настоящее время в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция структуры личности.

В нашем педагогическом исследовании мы опираемся на концепцию структуры личности К.К. Платонова, в которой личность рассматривается как динамическая система, т.е. система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. К.К. Платонов сгруппировал психологические черты и описал структуру личности, как систему четырех основных подструктур и двух дополнительных, которые их пронизывают. В разработанную ученым структуру могут быть уложены все известные свойства личности. Достоинством структуры личности, предложенной К.К. Платоновым, является то, что личность в ней представлена как нечто целостное и динамичное, как человек во всей полноте своих биологических, психологических и социальных особенностей [3].

В соответствии с данной психологической структурой в процессе творческого саморазвития личности мы выделяем ценностно-мотивационный, содержательно-деятельностный, эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный и коммуникативно-творческий компоненты . Эти компоненты, отражающие соответствующие подструктуры целостной структуры личности (направленности, опыта, особенности психических процессов, биологические характеристики психики, способности и характера), обеспечивают целостность процесса творческого саморазвития личности обучающегося.

Ценностно-мотивационный компонент процесса творческого саморазвития личности определяется системой доминирующих ценностей и мотивов, выражающих осознанное отношение личности к творческой деятельности по самовыстраиванию себя.

Положительная мотивация и соответствующая ценностная ориентация являются основой целенаправленного саморазвития, соответственно важнейшей педагогической задачей становится обеспечение такой положительной мотивации и ценностной ориентации обучающегося в преодолении неизбежно возникающих трудностей в ходе его творческого саморазвития.

Содержательно-деятельностный компонент характеризует практический, операционный аспект творческого саморазвития личности. В соответствии с психологической структурой личности К.К. Платонова в содержательную часть компонента мы включили знания, умения, навыки и социальные нормы, лежащие в основе процесса творческого саморазвития обучающегося; сформированный опыт поведения личности в ее окружении. Составляющими деятельностной части компонента являются цели, задачи, содержание, методы, средства и формы деятельности по творческому саморазвитию, а также достигаемые результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности, полностью присущи и творческому саморазвитию личности, который как процесс характеризуется движением, изменением и т.д.

В педагогическом плане содержательно-деятельностный компонент предполагает поэтапное включение обучающихся в активную учебную деятельность, способствующую их творческому саморазвитию. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный – взаимодействие субъектов педагогического процесса, их сотрудничество в создании условий для творческого саморазвития обучающихся.

Эмоционально-волевой компонент творческого саморазвития личности включает в себя: осознанность и целенаправленность действий, умение владеть собой, своими действиями и своим эмоциональным состоянием; способность личности мобилизовать себя, активно использовать свои возможности для достижения поставленных целей.

В рамках педагогики эмоционально-волевой компонент формируется в процессе воспитания и самовоспитания. Создание соответствующих педагогических условий, культивирование ценности самовоспитания как средства достижения жизненных целей являются важными предпосылками для творческого саморазвития личности обучающегося.

Оценочно-рефлексивный компонент в структуре процесса творческого саморазвития личности необходим в силу того, что самооценка и рефлексия выступают как составляющие познания и анализа личностью собственного сознания и деятельности.

Первая составляющая оценочно-рефлексивного компонента проявляется в сознательных суждениях личности, в которых она в процессе творческого саморазвития пытается сформулировать свою ценность, оценить себя. Самооценка не является постоянной, а изменяется в зависимости от обстоятельств, зависит от достижения успеха в наиболее значимой для личности сфере и имеет большое значение для достижения поставленных целей, позволяя адекватно оценить результаты своей творческой деятельности по самовыстраиванию себя.

Вторая составляющая оценочно-рефлексивного компонента направляет субъект на осмысление и осознание собственных форм и методов решения проблемной задачи, на критический анализ содержания и методов познания, а также способов преобразования собственного «Я». Рефлексирование – это сложная работа, требующая времени, усилий и определенных способностей. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание обучению осознавания самими обучающимися того, что они делают и что с ними происходит. Способствуя накоплению опыта осознанной деятельности, рефлексия позволяет человеку полнее раскрыть свою уникальность и индивидуальность, а выделение оценочно-рефлексивного компонента позволяет сделать процесс творческого саморазвития личности обучающегося более целенаправленным и осознанным.

Коммуникативно-творческий компонент имеет особое значение в структуре процесса творческого саморазвития личности.

В соответствии с психологической моделью личности К.К. Платонова коммуникативная составляющая компонента обусловлена системой отношений и способов поведения личности, соответствующих подструктуре «характер», поскольку по определению характер – это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности [2]. В нашем исследовании мы исходим из того, что коммуникация – это не столько передача информации от одного лица другому, сколько поведенческая сторона взаимодействующих между собой людей. В широком смысле слова термином «коммуникация» обозначают любую связь между людьми, все существующие способы социальных связей, отношений и взаимодействий [6].

Нам близки положения экзистенциального направления в философии по вопросам творческого саморазвития личности (Н.А. Бердяев, М. Бубер, А. Камю, В. Франкл и др.), которые определяют условием самореализации некий конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком, воспринимаемым во всей его целостности. Мы считаем, что только во взаимодействии с миром человек развивается и обретает свои сущностные характеристики или, как было сказано В. Франклом: «Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир» [5]. Творческое саморазвитие мы рассматриваем и как процесс субъект-субъектного взаимодействия («Я – Я» – общение с самим собой), и как процесс, который в той или иной форме кому-то или чему-то адресован («Я – ДРУГОЙ» – общение с другим), другим людям («Я – ОБЩЕСТВО» – общение с коллективом) или окружающему миру («Я – МИР» – как я исследую этот мир, каким я вижу его) [4]. Поэтому в коммуникативно-творческом компоненте коммуникационную составляющую мы рассматриваем как равноценную творческой и неразрывно с ней связанную. Как было отмечено выше, необходимость выделения данной составляющей обусловлена тем, что творческая деятельность по саморазвитию предъявляет к личности, ее осуществляющей, свои специфические требования, т. е. предполагает у человека наличие особого рода свойств, определяющих особенности отношений его с окружающими. Мы называем эти свойства коммуникативными способностями, поскольку способность есть свойство, связанное с успешным освоением/осуществлением деятельности [2]. Коммуникативные способности являются одним из наиболее важных условий, активизирующих и энергезирующих развивающуюся личность [1]. Коммуникативная составляющая подразумевает в своем составе наличие знаний механизмов коммуникативной деятельности человека; эффективных форм и методов ее организации, умений применять их на практике. В рамках педагогики формирование коммуникативной компетенции обучающихся происходит в ходе их учебной деятельности, чему способствует внедрение новых форм и методов обучения.

Читать статью  Что такое счастье и где его искать?

Вторая составляющая коммуникативно-творческого компонента обусловлена способностями человека, т.е. по определению индивидуальными свойствами личности, являющимися субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. В рамках нашего исследования это исключительно творческая деятельность личности по самовыстраиванию самой себя. Такая деятельность опосредована творческим мышлением и другими творческими свойствами личности, поэтому вторая составляющая – творческая. Как всякая деятельность творческое мышление предполагает активность, поэтому для творческого саморазвития не менее важным является творческая активность как свойство личности. Творческая самореализация как системообразующая характеристика человеческой индивидуальности также находит свое выражение в творческой составляющей коммуникативно-творческого компонента. Она обеспечивается потребностью «делать что-то лучше» и, осмысливаясь человеком, усиливается. В формировании таких качеств трудно переоценить роль педагога, сопровождающего процесс творческого саморазвития обучающихся.

Обозначенные выше компоненты, являясь частями целостного процесса, предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных. Это означает, что содержание любого отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них.

Эмоционально-волевой компонент соединяет ценностно-мотивационный и содержательно-деятельностный компоненты, т.е. мотивы и ценности личности с ее адекватным поведением, он ответственен за обязательное исполнение намеченных личностью действий с целью ее дальнейшего творческого саморазвития. В свою очередь ценностно-мотивационный и оценочно-рефлексивный компоненты определяют не спонтанную поведенческую активность, а избирательное, целенаправленное управление поведением, т.е. содержательно-деятельностный компонент. Коммуникативно-творческий компонент основан на комплексе поведенческих качеств личности, которая в процессе творческого саморазвития взаимодействует с окружающими людьми. Данный компонент опосредован ценностно-мотивационным и эмоционально-волевым компонентами и реализуется через содержательно-деятельностный компонент, отражая возможности личности в создании чего-то нового в творческой деятельности по самовыстраиванию себя.

Выделенные компоненты развиваются неравномерно, но, тем не менее, изменение одного из них является условием развития любого другого и все они вносят определенный вклад в процесс творческого саморазвития личности обучающегося.

Анфисова С.Е. Влияние форм организации педагогического взаимодействия на творческое саморазвитие студента // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. — СПб., 2008. — №35 (76): Аспирантские тетради. Ч.II. : Научный журнал. – 296 с. – С. 17-22.

Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672 с.

Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. 2-е изд. перераб. и доп. / Изд-во: Питер. 2009. – 464с.

Педагогическая психология. Психологические аспекты диагностики творческих способностей. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psychological.ru/default.aspx

Основные термины (генерируются автоматически): творческое саморазвитие личности, творческое саморазвитие, коммуникативно-творческий компонент, оценочно-рефлексивный компонент, компонент, процесс, творческая деятельность, творческое саморазвитие личности обучающегося, эмоционально-волевой компонент, составляющая.

Похожие статьи

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения.

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Компоненты творческой деятельности учащихся

Компоненты творческой деятельности учащихся. Авторы: Рахимов Бобомурод Рустамович, Зарипова Дилфуза Бахтиёровна.

При этом осуществляется воздействие на потребностно-мотивационную сферу личности учащихся, развиваются рефлексивные.

Педагогическая поддержка творческого саморазвития.

творческое саморазвитие, компоненты творческого саморазвития, педагогическая поддержка, педагогические условия.

Эмоциональноволевой компонент творческого саморазвития личности включает в себя: осознанность и целенаправленность действий.

Я-концепция творческого саморазвития педагога

Творческое саморазвитие педагога — это интегративная характеристика его процессов «самости», среди которых системообразующими компонентами выступают самопознание, творческое самоопределение.

Педагогическая поддержка творческого саморазвития.

О компонентах процесса творческого саморазвития личности.

внеаудиторная деятельность, внеаудиторная работа, творческая самореализация, будущий педагог, творческий процесс, творческий потенциал, потребность личности, образовательный.

Целесообразность развития творческого компонента.

Целесообразность развития творческого компонента технологической подготовки школьников.

Исследование возможностей развития творческого потенциала. . личности, как мотивация, волевые качества, уровень компетентности и эмоциональность.

Моделирование художественно-творческого процесса.

Андреев, В. А. Педагогика творческого саморазвития— Казань,1997.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, творческий процесс, творческая деятельность, художественное образование, студент, формирование готовности.

Компонентно-содержательный состав эмоционально-ценностного.

Компоненты структуры. Содержание компонента. Мясищев В. Н. Когнитивный (познавательный, оценочный).

Эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки. Мотивационно-поведенческий (волевой).

Условия самореализации личности в процессе любительского.

О компонентах процесса творческого саморазвития личности. Процесс творческого саморазвития личности и его компоненты относятся к области формирования личности, которая.

Путь к гениальности через творческое саморазвитие

Саморазвитие творческой личности неразрывно связано с человеческим гением, душой и духовностью. Многим приходиться испытывать дискомфорт на своем тяжелом пути, сталкиваясь с осуждением окружающих и их непониманием.

Эта статья расскажет больше о том, как выявить в себе качества, присущие творческой личности и не растерять свой потенциал. Как понять человеческий гений и что нужно для того, чтобы развиваться не только профессионально, но и духовно.

Саморазвитие творческой личности

Очень часто люди спрашивают – как можно стать творческой личностью? Многие хотят творить, создавать что-то новое, доселе неизведанное и даже таинственное, но лишь единицам удается достичь равновесия. Только единицы способны демонстрировать свои способности и мириться с тем, кем они являются.

Но стоит помнить о том, что все подобные вопросы непременно уводят человека в сторону от непосредственного творчества. С помощью всего этого вы никогда не достигните никаких значимых успехов в жизни!

Типы творческих личностей: как найти себя

Вы хотите реализовать себя через творчество, но не знаете с чего начать и где найти себя? Возьмите листок бумаги и запишите, какие качества присущи человеку, который живет своим хобби и творит себе в удовольствие. С чего начинается творческая личность в вашем представлении? Какие черты есть у таких людей?

Как вы думаете, саморазвитие творческой личности может происходить в условиях полной изоляции? Конечно же нет, ведь человек существо социальное, ему необходимо общество чтобы демонстрировать свои успехи.

Это значит, что между вами и творческой личностью не так уж и много различий. А может вы видите еще какие-либо схожие черты? Все люди разные и одинаковые одновременно, не стоит зацикливаться на каких-либо чертах характера или привычках, они сугубо индивидуальны и развиваются при разных обстоятельствах.

Не имеет значения, есть ли у вас способности к рисованию или поэзии, это абсолютно не значит, что вы не можете творить. Кроме того, любое сочетание самых разных качеств может внезапно привести к развитию творческой личности! Не важно, кем вы являетесь, творческим человеком может стать кто угодно!

Радуйтесь жизни, любите себя и мир вокруг. Это 3 основных правила, которые помогут настроить вас на новый лад. Чтобы правильно определиться с направлением творчества не нужно дни напролет просматривать страницы великих людей в Википедии. Сосредоточьтесь на себе, на своей жизни и своем миропонимании.

Саморазвитие вас в человека творческого происходит постепенно. Как только вы отходите от распространенных в обществе стереотипов — вы преображаетесь и находите свое место под солнцем.

Саморазвитие творческой личности

Ложные представления о творчестве

Очень часто приходится слышать от людей самые разные причины того, что у них ничего не может получиться в творчестве, например:

  • Творчеству абсолютно невозможно научиться. Если ты родился творческим человеком – то это дар от Бога. Если ты не родился творческой личностью, то у тебя в этой области нет никаких перспектив!
  • Я мыслю логически, но логика и творчество абсолютно несовместимы, поэтому у меня ничего не получится!
  • Так как раньше я никогда ничего не создавал, то это значит, что и в будущем у меня нет никаких шансов сделать какое-то изобретение.

Все дело в том, что у большого количества людей в этом плане серьезные проблемы. Например, многим людям с самого детства внушали, что они никогда не смогут быть творческими натурами. Кому-то кажется, что в современном обществе вообще не нужно творить, и поэтому нет смысла даже начинать. А те люди, которые пытаются развить свои творческие способности, концентрируются на конечном результате, и это, естественно, приводит к полному провалу.

Однако, у вас могут быть другие представления о том, что творчество – это плохо. Подумайте над этим, и если что-то всплывет в вашем сознании, то необходимо записать основные причины отсутствия творчества в вашей жизни на листок.

Читать статью  Психология саморазвития: жизнь – это процесс. Выбираем направление!

Саморазвитие творческой личности

Основные пути творчества

Земля слухами полнится и в эти слухи охотно верят все, даже те люди, которые уже обладают талантом, но не знают, в какой сфере его необходимо применить. Саморазвитие творческой личности всегда начинается со столкновения с мифами о творчестве и таланте.

Эти аргументы нередко приводят нам родители, когда мы настаиваем на своем выборе вуза или же профессионального пути:

  1. Человек может творить только на том уровне, на котором он развит в интеллектуальном плане.
  2. Творчество невозможно развить и дается человеку непосредственно от момента рождения.

Именно эти неприятные мифы могут убить творческое начало у каждого ребенка и даже взрослого и мотивированного человека.

Чтобы подробнее разобраться с темой саморазвития творчества, необходимо взглянуть глубже на мышление человека. Разобраться во всех возможных путях к творчеству и его дальнейшему развитию.

Существует всего 7 типов мышления:

  1. Вербально-лингвистический. Данный тип мышления является отражением слов и письма человека.
  2. Логико-математический. Это способности к математическим вычислениям, работа с формулами и понятиями логики.
  3. Пространственный. Данный тип позволяет видеть пространство и расчленять его на какие-то графические объекты, после чего манипулировать ими.
  4. Музыкальный. С помощью этого типа мышления человек может воспринимать различные мелодии, ритм, гармонию, сравнивать те или иные звуки и манипулировать ими.
  5. Телесно-кинестетический. Данный тип мышления применяется в танцах, спорте или других делах, где необходимо использовать собственное тело для движения.
  6. Внутриличностный. Данный тип мышления предполагает наличие у человека возможности мыслить, ощущать собственные чувства, философствовать.
  7. Коммуникативный. С помощью этого типа мышления человек в состоянии понимать других людей, понимать их мысли, чувства и намерения.

У большинства людей развито одно или максимум два типа мышления в большей степени. Но при этом, у каждого человека существует своя собственная комбинация из всех 7 типов, что делает его уникальным.

Часто, у детей тренируют и развивают или логико-математический, или вербально-лингвистический тип мышления, так как в современных школах упор делается именно на это. В конце концов человек сталкивается с тем, что он вообще не развивал свои способности после обучения в школе.

Остальные же типы мышления остаются неразвитыми. Если человек стремится достичь успеха только в чем-то одном, например, стать писателем или художником, то он сразу же ограничивает все свои возможности, ведь возможностей у человека намного больше, поэтому не стоит останавливаться на чем-то одном.

В развитии своего творчества необходимо развиваться по всем направлениям и не бояться выйти за пределы уже известных терминов и мыслей.

Саморазвитие творческой личности

Определяем творческие способности за 2 минуты

Так как никто не собирается анализировать ваши творческие способности, то необходимо сделать это самостоятельно, и это не так уж и сложно. Из вышеописанных типов мышления выделите те, в которых вы разбираетесь лучше всего, и те, в которых вы вообще считаете себя менее одаренным.

На первое место поставьте тип, где вы максимально одаренный, на второе место – менее одаренный и так далее до 7 пункта. Не нужно смущаться того, что какие-то пункты у вас совершенно не развиты. Это вполне нормально, и у большинства людей развито всего 1-2 типа мышления в большей степени.

После того, как вы выполните данное упражнение, необходимо сравнить вашу работу и ваш преобладающий тип мышления. С помощью этого вы сможете понять, занимаетесь ли вы нужным делом или растрачиваете свои силы впустую!

Саморазвитие творческой личности: 4 элемента творчества

Необходимо понять, распознать и как можно скорее устранить все возможные страхи и предубеждения о творчестве, которые есть в вашей голове. Кроме того, возможно вы имеете чужое мнение на этот счет.

Чем быстрее вы откажетесь от подобных мыслей, тем быстрее вы поймете то, что творчество зависит от вас самих. Именно благодаря тому, что ваши личные качества являются индивидуальными, какие-то преобладают, а какие-то менее развиты, именно это позволит вам достичь максимального успеха в творчестве!

Для того, чтобы наполнить свою жизнь творчеством, необходимо понять, что такое творческий дух и немедленно начать его развивать.

Очевидно, что творчество зависит как от конкретных способностей и возможностей человека, например, атлетических и музыкальных, кроме того, это абсолютно не говорит о том, что невозможно оценить и воспитать свой творческий дух!

Основа творчества состоит из 4 элементов, благодаря которым можно повысить свои способности к творческой деятельности:

  1. Любознательность. Именно благодаря этому пункту человек хочет знать что-то новое и способен что-то придумать.
  2. Энергичность. В данном случае человек должен быть энергичным для того, чтобы действовать в любой момент времени.
  3. Готовность к риску. Рисковать необходимо для того, чтобы проверять свои гениальные идеи на практике.
  4. Открытость ко всему новому. Необходимо принимать новые идеи, новые навыки, новые возможности и т.д.

Саморазвитие творческой личности

Творчество через миросозидание

Каждый творческий человек прежде всего является очень любознательным. Ведь если человек абсолютно не интересуется тем, что происходит вокруг него, то он просто не в состоянии творить.

Именно любознательность позволяет человеку раз за разом искать и при этом иногда находить гениальные пути для дальнейшего исследования. Благодаря любознательности человек хочет что-то построить, поэкспериментировать или что-то изобрести.
Самыми любознательными среди людей, конечно же, считаются дети. Они умудряются сами задавать себе какие-то непонятные вопросы и сами на них же отвечают. А если посмотреть на всех взрослых людей, то у них вообще нет никакого любопытства к чему бы то ни было.

Очень часто любопытство пропадает из-за того, что человек чрезмерно скромный. Например, он говорит, что не сможет понять, как работает компьютер. Или человек говорит, что у него вообще нет времени. Например, он может сказать, что я хочу научиться готовить еду, но у меня для это нет времени, тем более, что жена готовит лучше. Лучше, если я найду какое-то другое занятие для себя!

Каждый взрослый ставит свою жизнь в определенные рамки, за которые, естественно, он не выходит. Обычно, люди находится в зоне комфорта, где им приятно, хорошо, и они вообще не хотят высовываться и делать что-то новое, искать какую-то новую информацию. Но именно миросозидание и интерес к окружающему заставляют нас совершенствоваться.
Когда человек теряет свою любознательность, то тем самым, он теряет всякую возможность развития в творческом плане! Рутина, которая поглощает взрослого человека, не дает возможности встретиться с какими-то новыми людьми или воспринимать новые веяния всерьез.

Ученые и исследователи проявляли чрезмерное любопытство, благодаря этому они смогли понять большинство законов физики и освоить химию, раскладывать элементы на более мелкие частицы и помогать обществу развиваться.
Любознательность – это инструмент, который помогает человеку освоиться в этом мире и приобщить его к постоянному стремлению развиваться. Это порог миросозидание, где начинается самосовершенствование человеческой личности.

Эффект новизны: открытость

Очень важно уметь открываться для новых людей и мыслей. Именно так вы сможете развить свое творческое мышление. Если вы будете думать только о том, что было раньше, и к чему вы уже привыкли, то никогда не сможете выйти за рамки, которые сами себе установили.

Открытость приводит людей на перекресток, где можно встретить самые разные новаторские идеи и творческую деятельность. Такие люди максимально открыты для всех новых вещей, мест, людей, которых они встречают.

Творчество развивается только в том случае, когда вы используете не только свои собственные мысли и умозаключения, но и контактируете с другими людьми. В этом случае вы сможете развить свое творчество и достичь максимального успеха.

Открытость и любознательность в чем-то похожи. Однако, если человек может стать любознательным, то с открытостью дело обстоит сложнее. Как только человек находит новое объяснение или факт из жизни, то он начинает отвергать его и замыкается в себе.

Было выяснено, что если типичному человеку дать какое-то новое изобретение или идею, то он уже через 10 секунд начнет говорить основные причины, почему все это работать не будет!

Читать статью  Стоит ли во всем искать виновных?

Например, вы можете прямо сейчас вспомнить о том, где вы побывали недавно. Это может быть какое-то заведение или незнакомое место. Например, вы попробовали новое блюдо, которое раньше не пробовали. И что получилось в конце? Вы приняли это место или блюдо, которое попробовали, или немедленно отвергли его из-за того, что вам что-то не понравилось?

Риск: выход из зоны комфорта

Для того, чтобы развиваться, необходимо рисковать. Неважно, чем вы будете рисковать – временем, деньгами, уважением. Зона комфорта и риск – это тесно связанные понятия. То есть, если вы в состоянии выйти из зоны комфорта, то с легкостью сможете рисковать, однако если вы на данный момент не в состоянии выйти из нее, то и риск для вас будет восприниматься отрицательно. Ведь вы можете не оправдать собственных ожиданий и получить целый ворох проблем.
Существует несколько видов риска:

  1. Прыжок в темноту. Данный риск человек может ощутить на уровне физиологии. Этот вид риска приводит к выделению адреналина и чаще всего встречается в каких-то спортивных мероприятиях или общественной деятельности.
  2. Искушение судьбы. Вроде бы вы хотите придумать что-то новое и необычное, но ваш разум вспоминает о том, что раньше вы уже это делали и потерпели неудачу.
  3. Поставить все на карту. Данный вид риска подразумевает под собой необходимость поставить все свои сбережения на то или иное дело в попытке получить еще большую прибыль.
  4. Стать посмешищем. Многие творческие люди выставляют собственные работы на публику. В этом случае присутствует как похвала, так и критика. Какие-то люди относятся к этому спокойно, и они рискуют. А те, кто не рискуют, вообще робеют и ничего не предпринимают.

Саморазвитие творческой личности

Эффективное творчество

Если вы хотите достичь успеха в жизни, то необходимо быть энергичными. Все дело в том, что энергичность – это особое состояние мозга, которое позволяет реализовать собственные задумки в действительности!

Энергия – это уровень вашей заинтересованности в том или ином деле. Если вы очень увлекаетесь собственным проектом, то вы будете максимально ответственно работать над этой задачей и это отразится на конечном результате!

Все дело в том, что чем больше энергии вы проявляете на начальном этапе, тем выше результативность будет в конце. Так же и саморазвитие творческой личности зависит от того, насколько человек энергичен и сколько времени он уделяет тем или иным занятиям, что привносит в них.

Если вам нравится то дело, которым вы занимаетесь, то оно будет творческим. Вы будете проявлять инициативу, и оно будет развиваться. А если наоборот, у вас нет никакой энергии для движения вперед, то вы просто ничего не сможете достичь в собственной жизни и ваше творчество умрет.

Было установлено, что человек выполняет собственную работу более успешно, если он ощущает приток и прилив сил. Это необычное состояние похожее на то, которое появляется у пловца, который подхвачен потоком воды!
Для того, чтобы быть максимально производительным, необходимо слиться воедино со своим делом. В этом случае вы будете делать все очень быстро, качественно, с отличной продуктивностью, и работать будете всегда в состоянии вдохновения!

Развивайте в себе личность творческую, занимайтесь самообразованием и созиданием окружающего мира, ведь большинство новых идей созданы для того, чтобы облегчить работу тысяч людей. Принимайте участие в социальных инициативах, не сходите со своего творческого пути и вы непременно достигните уровня своего внутреннего гения!

Творческая самореализация личности

Творческая самореализация является одним из наиболее значимых видов самореализации, особенно для людей с творческими способностями. Для тех, кто уделяет данной сфере жизни большую часть своего времени, самоактуализация может совпадать с профессиональной самореализацией. Но может быть и наоборот, карьера и семья отнимают все ресурсы, и для реализации творческого потенциала совершенно нет времени. Так чем же важно самовыражение в творчестве личности, и можно ли без него обойтись?

введение

Творческая самореализация человека это

Творческая самореализация это самовыражение личности в творчестве, реализация своего потенциала. Потребность в самореализации своих талантов ведет к новым открытиям, способствует развитию самой личности и обществу в целом.

Отличительной особенностью данного вида самореализации от остальных является получение удовольствия в процессе деятельности. Независимо от того продиктована ли самореализация потребностями общества или желанием личности самоутвердиться, она не возможна без вдохновения, духовного богатства личности. У кого-то это хобби, а у кого- то основной источник заработка.

Мотивы самоактуализации

Творческая самореализация личности в первую очередь способствует самосовершенствованию личности, развитию ума. Но тем не менее, потребность в творчестве чаще всего относится к неосознанному явлению, в основе которого лежит желание человека обосновать свою личность, реализовать уникальные возможности и добиться определенных результатов. Именно полученный результат позволяет личности выделиться из общей толпы, обособить себя и свое пространство, быть не таким как все.

Таким образом мотивы творческой самореализации обусловлены желанием индивидуального развития и обособления в социуме. Можно сказать, что потребность в самоактуализации заложена в каждом человеке природой.

Проблема творческой самореализации личности

Творческая самореализация человека это стремление самоутвердиться, раскрыть свой потенциал. Но невсегда желание совпадает с возможностями и способностями, в этом и кроется главная проблема самоактуализации личности. Кому-то мешает ограниченность во времени, кому-то недостаток материального благосостояния (если речь не идет о видах самореализации, которые не требуют дополнительных финансовых затрат), кому-то отсутствие вдохновения или даже выгорание. Да утонченные натуры не лишены опасности наступления выгорания и опустошенности.

Кроме этого трудности на пути к самоактуализации могут возникнуть из-за собственной лени, иллюзии невозможности добиться желаемого результата и отсутствия плана как прийти к поставленной цели.

О тех людях, которые сумели реализовать свои внутренние ресурсы, говорят, что они состоялись в своей деятельности. Но это возможно благодаря постоянному саморазвитию, соответствию потенциала личности конечному результату деятельности. В противном случае возникает чувство неудовлетворенности собственной жизнью.

Креативный компонент творческой самореализации

В современной психологии понятие креативность, рассматривается неоднозначно разными школами, с точки зрения природы данного явления, структуры и содержания данного понятия. Основополагающем мнением является то, что креативность рассматривается как универсальная творческая способность. В соответствии с этим подходом, креативность присуща всем личностям, но в разной мере.

В этом случае, феномен выступает важным фактором саморазвития личности и определяет желание отказываться от принятых норм и меняться. Воображение приносит пользу и позволяет решать обыденные задачи нестандартными способами. В поисках ответов на один вопрос можно прийти к нескольким вариантам именно благодаря креативному компоненту самоактуализации.

Таким образом, под креативностью можно понимать многокомпонентное психологическое образование, которое определяет творческие способности человека, позволяющие реализовать его потенциал.

Развитие творческой самореализации

Развитие творческой самореализации начинается с приобретения знаний об объекте вдохновения. Далее в процессе трудовой деятельности личности происходит создание или изобретение чего-то нового, с привнесением собственных новшеств. Таким образом, творчество – это трудовая деятельность, направленная на изменение окружения человека, на преобразование материальных и духовных ценностей.

Процесс развития самоактуализации обусловлен наличием у человека социальных, материальных и духовных ценностей. Поэтому можно сказать, что для успешного совершенствования результата творчества, необходимо развивать свой духовный потенциал, расширять материальные, социальные и культурные возможности.

Есть ли придел развития творческой самореализации? Творчество – неисчерпаемо, поэтому процесс не остановится только на одном результате, например в написании стихотворения. Каждая последующая работа влияет на развитие личности и ее необычных умений, навыков.

В процессе самоактуализации человек преследует собственные цели, в первую очередь стараясь выделиться в обществе, и подчеркнуть свою индивидуальность. Счастливчик тот, у кого творческая и профессиональная самореализация совпадают.

Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3141/

Источник https://salid.ru/journal/put-k-geniyu

Источник https://goldtransformation.ru/tvorcheskaya-samorealizacziya-lichnosti/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: